Достоинства покаяния

Уважаемые братья и сёстры! Покаяние в грехах является обязанностью каждого верующего.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (сура «ат-Тахрим»). Также Всевышний в другом аяте говорит (смысл): «Не будьте подобны тем, которые забыли Всевышнего Аллаха», то есть тем людям, которые дали обещание следовать велениям Всевышнего Аллаха, остерегаться Его запретов, после чего оставили следование Книге Аллаха. Далее Всевышний Аллах говорит (смысл): «После чего Аллах заставил их забыть самих себя», то есть своё состояние так, что они стали дозволять себе то, что запретил Всевышний Аллах, и перестали совершать те благие поступки, которые принесут им пользу в мире вечном. Далее Всевышний Аллах говорит (смысл): «Они являются нечестивцами» (сура «аль-Хашр», аят 19), то есть грешниками, нарушающими свои обещания, выходящими из пути милости, прощения и наставления.

Грешник бывает двух видов: грешник из числа неверующих и грешник из числа мусульман. Что касается грешника из числа неверующих, то это человек, который не уверовал в Аллаха, в Его Посланника, вышел с пути наставления и вступил на путь заблуждения, как об этом Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вышел из-под подчинения велениям Всевышнего Аллаха».

Что касается грешника-мусульманина, то это человек, который, к примеру, употребляет спиртные напитки, совершает прелюбодеяние и т. п. Сам грех также бывает двух видов. Первый – грех, основой которого являются внутренние страсти человека, и есть надежда, что они будут прощены. Второй – грех, основой которого является гордость, и в данном случае не ожидается прощение его. Какая же разница между грешником-мусульманином и грешником-немусульманином? Разница в том, что нет надежды прощения греха неверующего, кроме как после искреннего произнесения им свидетельства, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха, и принесения покаяния до смерти. Что касается грешника-мусульманина, то есть надежда на прощение его грехов благодаря покаянию, так как Всевышний Аллах говорит (смысл): «Они является теми, кому Аллах заменяет их плохие поступки на хорошие» (Коран, 25:70), то есть, даруя прощение вместо греха.

В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Раскаивающийся в грехах подобен тому, у которого вовсе нет греха» (Ибн Маджа).

Искреннее покаяние приравнивается отсутствию греха. Рассказывается, что был некий человек, который постоянно записывал свои грехи в книги, и когда он в очередной раз совершил грех, то открыл книгу, чтобы записать там свой грех, но не нашёл там ничего, кроме слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Это те (люди), которым Всевышний заменяет их плохие поступки на хорошие» (сура «аль-Фуркан»).

Также рассказывают, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), проходя по улицам Медины, встретил юношу, который нёс под одеждой вино. Умар, увидев его, спрашивает: «Что ты несёшь под одеждой?» Он застеснялся, испугался сказать, что это вино, и попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он не опозорил его перед халифом Умаром, обещая, что больше никогда не будет пить спиртное. Далее этот юноша говорит: «О правитель мусульман, то, что я несу – уксус». Умар велел: «Покажи мне!». Юноша показал, и на самом деле оказалось, что вино превратилось в уксус.

Посмотрите на этого человека, который раскаялся из-за боязни перед сотворённым, и Аллах простил ему, заменив вино на уксус. Почему? Потому что тот был искренен в своем  покаянии. Тому, кто раскается в своих грехах, Аллах непременно простит. У учёных спрашивают, может ли раб узнать, принял ли Аллах его покаяние или же опроверг. Учёные отвечают, что нет однозначного решения, тем не менее, есть признаки, указывающие на принятие его покаяния. Такими признаками являются, чтобы он видел себя сохранённым от греха, чувствовал, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, видел малое из мирского многим, а многое из деяний Ахирата (для того Света) малым, чтобы он примкнул к благочестивым людям и отдалился от людей нечестия, сохранял свой язык от запретного, постоянно размышлял, видел себя занятым тем, что Всевышний Аллах его обязал, и постоянно раскаивался, опечаливался за те дурные поступки, которые он совершал.

Да дарует Всевышний Аллах нам искреннее покаяние, чтобы мы были подобны тем людям, которые и вовсе не совершали грехов.