Факты из жизни великого имама Абу Ханифы

Начиная со времен Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) вплоть до наших дней из исламской общины (уммы) вышло много великих ученых, мыслителей, правоведов-муджтахидов. Это подтверждает жизненную силу исламской общины – уммы и долговечность Ислама, который является завершающей небесной религией, подходящей для всех времен и мест. Исламские ученые выводили шариатские нормы из двух источников: Корана и сунны, и преподносили их людям как полный и упорядоченный метод. Исламский шариат отвечает всем требованиям жизни, затрагивая ее духовную, практическую, общественную, экономическую и другие стороны.

Среди прежних ученых прославились мужчины и женщины, которые обладали достоинством в установлении правил для вынесения шариатских норм из Корана и пророческой сунны. Однако то, что осталось от них, было передано не в полной мере, кроме отрывков и мнений, записанных разрозненно в разных книгах. Так продолжалось до тех пор, пока Всевышний Аллах не дал исламской общине имамов-муджтахидов, мнения которых стали придерживаться мусульмане. Их взгляды передавались из поколения в поколение, от учителей к ученикам, и записывались в книгах, которые принесли большую пользу мусульманам и не только. Четыре мазхаба, за которыми следуют мусульмане, распространились во всех уголках земли. В каждой стране ее жители выбрали один из этих четырех мазхабов, при этом изучая и пользуясь положениями других мазхабов, если в этом была нужда.

Основателями четырех мазхабов были:

1. Имам Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн ас-Сабит аль-Куфий, умер в Багдаде в 150 году по хиджре, основатель ханафитского мазхаба.

2. Имам Малик ибн Анас, имам Медины, умер в Медине в 197 году по хиджре, основатель маликитского мазхаба.

3. Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и, родился в Багдаде и умер в Египте в 204 году по хиджре, основатель шафиитского мазхаба.

4. Имам Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани, умер в Багдаде в 241 году по хиджре, основатель ханбалитского мазхаба.

У каждого из этих имамов были свои ученики и приверженцы их мазхабов, которые развили труды своих учителей, разъясняя их, приводя доводы в пользу своих мнений. Основатели этих четырех мазхабов принесли то, что отвечало нуждам их времени и соответствовало развитию жизни. Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, имел свое суждение по исламскому праву – фикху, которые он вынес из Корана и сунны, развил эти мнения, согласно им издал фетвы и записал их. Имам Абу Ханифа является первым, кто написал книги по исламскому фикху, а после него за ним последовал имам Малик в своей книге «Муватта’».

Абу Ханифа упорядочил правовые вопросы по своему мазхабу в главах и книгах, которые мы можем увидеть в работах великих ученых ханафитского мазхаба. Это привело к тому, что мазхаб Абу Ханифы стал самым широко распространенным мазхабом среди мусульман и самым обширным относительно вынесенных шариатских норм. Именно поэтому имам аш-Шафи‘и сказал: «Люди нуждаются в Абу Ханифе в познании исламского права».

1. Его полное имя: Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн ас-Сабит аль-Куфи. Он родился в Куфе в 80 году по хиджре и умер в Багдаде в 150 году по хиджре в возрасте 70 лет.

2. Абу Ханифа считается одним из великих таби‘инов – последователей сподвижников Пророка s. Согласно достоверным данным, Абу Ханифа застал двадцать сподвижников, среди которых был Анас ибн Малик d, которого видел не раз, когда Анас (р.а.) приезжал в Куфу. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, как посчастливилось Абу Ханифе, не посчастливилось больше никому из его современников как Авза‘и в Шаме, ас-Саври в Куфе, Малику в Медине, Муслим ибн Халиду в Мекке и аль-Лейс ибн Са‘д в Египте».

3. Абу Ханифу прозвали разными качествами, среди которых – «Имам Агзам», т.е. Великий Имам, и «Правовед Ирака».

4. В начале своей жизни Абу Ханифа занимался торговлей, затем он переключился на учебу и изучение религии. Это произошло по наставлению муфтия Куфы имама Абу Амра Амир ибн Шарахиль аш-Ша‘би аль-Куфи, одного из величайших таби‘инов, который застал пятьсот сподвижников Пророка s, так как он заметил в Абу Ханифе ум и образованность.

5. Абу Ханифа приобрел знания посредством своего учас-тия в научных кружках ученых, которые организовывались в Куфе, центре знания и ученых. Это позволило Абу Ханифе не прибегать к частым путешествиям в поисках знаний. Так, Абу Ханифа опередил своих современников и стал имамом, за которым следовали многие.

6. В начале Абу Ханифа изучал науку калям (исламская философия), освоил ее наилучшим образом и препирался с ее помощью с приверженцами нововведений и заблудшими сектантами. Затем он стал изучать исламское право (фикх) и стал совершенным правоведом (факих), которого цитировали многие, несмотря на то, что ему на тот момент было всего 22 года.

Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
«Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников»

Источник