Фетва профессора, шейха Абдурраззака Абдуррахмана Асса’ди: молитва «Таравих»: её предписанность и количество ракаатов

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Молитва «Таравих»: её предписанность и количество ракаатов.

Хвала Аллаху, Обладателю милости и щедрости, благословение и приветствие Хозяину «Места достохвального», Господину нашему Мухаммаду, Владельцу «Источника неиссякаемого», и семейству Его, и сподвижникам Его и последователям Его до Дня Судного.
Предлагаю сей скромный труд о молитве «таравих», её предписанности, правилах исполнения, количестве ракаатов. Молю Всевышнего Аллаха, чтобы этот труд оказался полезным и был возложен на чашу добрых деяний, ибо Он — Всеслышащий, Откликающийся на мольбы наши.

Определение «таравих»

В арабском языке слово «таравих» является множественным числом слова «тарвиха», которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.

По терминологии же факихов «таравих»- это молитва из двадцати ракаатов, которая исполняется установленным образом после ночной молитвы, только в месяц Рамадан и называется «молитвой выстаивания Рамадана».

Предписанность «таравиха»

Учёные-факихи едины во мнении, что молитва «таравих» является личностной обязательной сунной как для мужчин, так и для женщин. Эта молитва является сунной, потому что сам Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) её исполнял и помимо этого говори когда наступал Рамадан: «Аллах обязал вас его пропостится, а Я наставлял вас его выстаивать». Хадис приводится Аннасаи и Ибн Маджа и Ахмадом в «Муснад». Также приводится Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:»Кто выстоит Рамадан с верой и надеждой, прощены будут тому его предыдущие прегрешения». Приводят Бухари и Муслим. Солидарны все сподвижники и последующие учёные и в том, что эта молитва — сунна.

Время выполнения молитвы «таравих»

Время этой молитвы вступает в силу после прочтения ночной молитвы, так как она следует за ней, длится всю ночь и заканчивается с восходом зари. Желательно выполнять молитву «витр» после «таравиха», но допустимо также исполнение её до «таравиха». Пропущенный «таравих» не перечитывается ни по отдельности, ни коллективно.

Джамаат на «таравих»

Коллективное исполнение «таравиха» является сунной для мужчины, а женщина выполняет его дома, но нет ничего предосудительного в том, что она исполнит эту молитву в мечети. Достоверно приводится, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял «таравих» коллективно. Приводится в «Сахих Бухари» и «Муслим» от Аиши (да будет доволен ею Аллах) : «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем Он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не вышел к ним, а вышел только на утро и сказал : «Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся, что эта молитва будет предписана вам».

И после ухода в «мир иной» Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) ушла и эта вероятность и поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) постановил выполнять «таравих» коллективно. Как приводится в «Бухари» от Абдуррахман бин Абд Алькари: «В одну из ночей Рамадана я отправился с Умар бин Альхаттаб в мечеть и войдя мы увидели, что люди молятся вразброд, кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал:»Я считаю что будет лучше если их собрать за одним чтецом». Затем он так и решил и собрал их за Убай бин Кагб. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть и увидев, что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал:»Какое прекрасное новшество! И те которые сейчас спят, лучше тех кто сейчас молится». (то есть молиться лучше в последнюю часть ночи). А они исполняли его в начале ночи». И Ибн Хаджар упоминает в «Фатхуль-Бари» что это было впервые, когда «таравих» исполнялся за одним человеком.

Но несмотря на это, коллективное исполнение «таравиха» является общественной сунной, то есть желающие исполнить молитву в мечети, выполняет «таравих» коллективно в мечети, другие же могут выполнять его по одиночке в домах. Известно, что некоторые сподвижники и табиины такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг исполняли «таравих» не коллективно, а по одиночке. Если бы было вменено в обязанность исполнение «таравиха» джамаатом как личностной сунны, то все они исполняли бы его коллективно. Исполнивший «таравих» дома в джамаате, то они выполняют эту сунну, но утрачивают воздаяние мечети.

Количество ракаатов «таравиха»

Молитва «таравих» состоит из двадцати ракаатов и это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время таравиха совершается десять приветствий, т.е. молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд то молитва будет правильной, но это считается нежелательным.

В подтверждение того, что «таравих» исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой как во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди в месяц Рамадан исполняли двадцать ракаатов. А Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит следующее: «Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата». И Альбайхаки объединяя оба риваята говорит : «Три ракаата — это витр». Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов «таравиха» исполняли праведные халифы : Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) за исключением Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара — это сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Приводят Абу Дауд, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : «Соблюдайте Мою сунну и сунну праведных халифов после Меня, держитесь за неё крепко». И в «Альмугни» от Али (да будет доволен им Аллах) приводится как Умар велел имаму исполнить с людьми двадцать ракаатов. У Имама Малика «таравих» тридцать шесть ракаатов и он аргументирует это действиями жителей Медины.

Абу Юусуф рассказывает : «Я спросил Абу Ханифу о «таравихе» и о том как поступил Умар (да будет доволен им Аллах). Он ответил : «Таравих — обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)».

И передаётся от Абу Дауда, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аттабарани и Альбайхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах): «Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял в Рамадан двадцать ракаатов помимо витра». Есть мнение учёных, что этот хадис слабый.

Но некоторые идут вразрез мнению большинства учёных и единому мнению сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и считают, что «таравих» состоит из восьми ракаатов и большее количество ракаатов является скверным нововведением. Аргументируют они это утверждение хадисом приводённым в «Сахих Бухари» и «Муслим» от Аиши (да будет доволен её Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов. Сначала исполнял четыре ракаата (да благословит Его Аллах и приветствует) и даже не стоит упоминать об их красоте и продолжительности, затем исполнял ещё четыре ракаата, после исполнил три ракаата, и я спросила : «О Посланник Аллаха! Ты будешь спать прежде чем исполнишь витр?» Он ответил : «О Аиша! Воистину очи Мои спят, но не спит сердце Моё». И в «Сахих Ибн Хиббан» и «Ибн Хузейма» : «Три ракаата — это витр».

Учёные же говорят этот хадис не может быть аргументом в том, что «таравих» не двадцать ракаатов, так как действия самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) и увиденное Аишей (да будет доволен её Аллах) исполнение Им восьми ракаатов никак не отрицает возможность исполнения большего количества ракаатов. В хадисе нет явного запрета на исполнение двадцати ракаатов, а то, что приводится в сунне словесной или практической не следует понимать буквально.

Рассказанное Аишей (да будет доволен её Аллах), это лишь то, что она увидела в свою ночь, но не может рассказать о действиях Пророка в другие ночи, когда Он был с другими своими жёнами, ибо Он распределял ночи меж ними поровну. И порой, несмотря на свои глубокие познания она отправляла людей к другим жёнам дабы они задали этот вопрос им. Приводится в «Сахих Муслим» как кто-то из сподвижников спросил Аишу о двух ракаатах после асра, но она сказала ему : «Спроси об этом Умм Салама».

В хадисе Аиши нет бесспорного указания на то, что эти восемь ракаатов молитва «таравих», возможно она рассказала о тахаджуде Пророка в месяц Рамадан.
Абсолютное большинство современных учёных считают допустимым исполнение молитвы «таравих» количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть.
Поэтому, я настоятельно рекомендую всем исполнять за имамом «таравих» двадцать ракаатов, а затем три ракаата «витр», ибо Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь». Таким же образом молились и праведные халифы (да будет доволен ими Аллах).

Также и ночной дополнительный намаз не ограничен и чем больше будешь молится тем будет больше укрепляться богобоязненность и увеличиваться награда в эти благословенные ночи за богоугодные деяния. Нельзя чтобы этот вопрос становился предметом спора среди мусульман, а тот кто настаивает на восьми ракаатах, пусть поступает как ему угодно. Главное не мешать молится другим, когда исполнив восемь ракаатов, он будет через ряды молящихся идти к выходу. В таком случае желательно молиться в последних рядах, дабы не становиться помехой другим и не вводить себя во грех.

Сидение в молитве «таравих»

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата молитвы «таравих» по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше, всего получается пять сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Куран или молчать, но несомненно зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов «таравиха» и «витра».

Чтение и тасбих в молитве «таравих»

Молитва «таравих» такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают «Фатиху» и суру или несколько аятов после неё. «Таравих» исполняется вслух, так как это ночная молитва. Является сунной прочесть весь Куран за «таравих» читая каждую ночь по одному джузу, это в том случае если согласны молящиеся и они не устают. Если же они не могут выдержать, следует сокращать, дабы не отпугнуть молящихся, но не менее трёх коротких аятов или одного длинного. Также не оставлять дуа сана и тасбихи в поясном и земном поклонах, ташаххуд и благословения Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) как и в остальных молитвах.

И Аллах лучше знает и Он мудрее!

И завершаем мольбою нашей — хвала Аллаху Господу миров.

Профессор, шейх Абдурраззак Абдуррахман Асса’ди.