Формула жизни мусульманина

В современном мире мы становимся свидетелями того, как стремительно одно положение сменяется другим. Условно выражаясь, сегодня мы можем уверенно восседать «на коне» и наслаждаться успешным взлётом по карьерной лестнице, ростом материального благосостояния, а завтра всё это может превратиться в крах, и мы можем оказаться у разбитого корыта.

Кто-то в такой ситуации теряет голову и самого себя, а кто-то принимает это если не как должное, то как испытание сверху, божественный экзамен на прочность. Вторая категория людей понимает, что ничего сверхъявственного не происходит, таков закон бытия, закреплённый Всевышним в Коране следующими словами:

فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

«Ведь, истинно, за каждой тягостью наступит облегчение. Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение». (сура Аш-Шарх: 5-6)

Чтоб было более доходчиво, Всевышний повторяет это правило жизни дважды.

Как же быть в такой ситуации? НАДЕЖДА. Остаётся надеяться на лучшее и молить Всевышнего, чтобы белая полоса нашей жизни длилась как можно дольше, а чёрная – как можно меньше.

Вообще, если попытаться вникнуть в стержневую духовную сторону исламской веры, прикоснуться к её сердцевине, то на первый план всегда выходит это многообещающее и оптимистичное слово – НАДЕЖДА. Оно встречается практически во всех формах мировоззренческой и богослужебной практики Ислама – надежда на принятие богослужения, самосовершенствование, благой конец, милосердие Всевышнего, спасение своей души от адских мук, поселение в райских садах Эдема.

Всё перечисленное не гарантировано нам, но мы не перестаём НАДЕЯТЬСЯ И ВЕРИТЬ, в этом и заключается истинная вера. Если обобщить, то Ислам вращается вокруг оси НАДЕЖДЫ, СТРАХА И ДЕЯНИЙ. Надежда укрепляет в нас чувство оптимизма, страх держит в тонусе и не даёт погрязнуть в греховном, а деяния призваны подтвердить на деле и то, и другое.

Возвращаясь к надежде, было бы преступной неблагодарностью не упомянуть коранический аят, который занимает центральное положение в затронутой нами теме:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ۚ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

«Скажи, о Мухаммад, Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милостивый»». (сура Аз-Зумар, 53)

Это не просто аят Корана, это благая весть для нас, в которой заложена вся суть отношения Всевышнего к своим строптивым и непослушным рабам. Именно этот аят имел в виду наш Пророк **, когда произносил следующее изречение:

مَا أَحَبَّ أَنَّ لِيَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا بِهَذِهِ الآيَةِ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ

 «Ни на какие мирские блага я не променял бы этот аят». (Ибн Абу Ад-Дунья)

Среди богословов существуют различные мнения по поводу причин ниспослания этого аята. Некоторые толкователи Корана отмечают, что этот аят был ниспослан в отношении мекканских язычников, которые, что называется, безбожно и безмерно совершали грехи и даже представить себе не могли, что спасение возможно.

В свою очередь, Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) считал, что этот коранический аят в целом был адресован всем мусульманам, в частности, Вахши ибн Харбу, который совершил ужасное преступление – убил в местечке Ухуд любимого дядю Пророка **, отважного и непобеждённого Хамзу (мир ему и благословение Аллаха).

Известный толкователь Корана Ахмад Ас-Сави считает, что этот аят, хоть и был ниспослан по частному случаю, обращён ко всем без исключения – мусульманам и немусульманам.

А это значит, что аят надежды оставляет нам уникальную возможность раскаяться в совершённых нами прегрешениях и вернуться к заповедям нашего Господа, причём вне зависимости от тяжести содеянного. Повторюсь, вне зависимости от тяжести содеянного.

Всевышний не прощает лишь один грех – ширк (многобожие), а всё остальное поправимо. Главное – вовремя это осознать, искренне сожалеть о совершённом и никогда более к этому не возвращаться. Милосердие Всевышнего безгранично, его хватит на всех.

Если отчаяние всё же накрывает с головой, то можно ознакомиться с историей профессионального убийцы, который убил сотню человек. Ему в буквальном смысле «Ад дышал в спину», а ангелы наказания были готовы унести его грешную душу в Геенну. Но он до последнего надеялся на спасение своей души, искренне верил в это и шёл к намеченной цели. И как результат – обретение спасения и избежание Божьей кары. Это известная история и приводится в сборниках хадисов имамов Бухари и Муслима.

Там же и в других сборниках хадисов можно встретить ещё более ужасающие случаи со счастливым концом, например, историю человека, который, как и в предыдущей истории, ничего благого в своей жизни не совершал. Перед смертью он завещал своим сыновьям кремировать его тело и высыпать одну часть его праха в море, а другую – развеять по суше.

Но для Всевышнего нет ничего невозможного, его тело в два счёта было восстановлено в былом обличии. На вопрос, что его вынудило пойти на этот шаг, он дал поразительный ответ: «Лишь из страха перед Тобой, [Господи]». Этот человек, анализируя свою без пяти минут завершившуюся жизнь, понимал, что она прожита впустую, в ней не было ничего святого, что можно было бы вспомнить.

Эта мучительная мысль привела его к идее сожжения своего тела после смерти, он ошибочно полагал, что это избавит его от наказания, но просчитался. Зато был прощён за веру, за боязнь и страх перед Творцом.

Можно возразить, что эта история не совсем ложится в обсуждаемую нами тему – тот человек не надеялся на милосердие Всевышнего, а мы говорим о надежде.

Да, это так, но из неё можно извлечь самое главное – надежда не должна быть пустой, нужно её наполнять богобоязненностью и благими деяниями. Правильная формула жизни мусульманина – верить и надеяться, а не просто надеяться.

Источник