Госпожа Аиша: Острый ум и благочестие

Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) является примером мусульманки, с детства воспитывавшейся в идеальном исламском окружении. Обучавшаяся у лучшего из учителей – Посланника Аллаха (мир ему и благословение), эта женщина служит совершенным образцом, который должен вдохновлять всех мусульман.

Жизнь Аиши показывает нам всю разносторонность ее личности и ее успех в разных сферах: частной и общественной, бытовой и научной.

Образец для подражания

Среди различных сторон реализации ее идеального исламского характера, пожалуй, наиболее важной стало воплощение роли матери правоверных, в качестве которой она проявила черты, полностью отвечающие исламскому идеалу и обозначенные в Коране: доброта, самоотверженность, честность, стремление к справедливости и истине и многие другие.

Будучи умным и любознательным ребенком, она всегда была отрыта для знаний и в итоге сама стала мудрым и плодотворным учителем, ученым и правоведом. У нее были твердые знания во всех ключевых исламских науках, таких как тафсир, хадисоведение, фикх, история ислама, арабский язык и т.д.

Одной из ее отличительных черт была смелость и прямота в выражении своей точки зрения.

Уверенность, решительность и откровенность, с какими Аиша отстаивала то, что считала истинным и верным, взрывают бытующее ныне стереотипное представление о «благочестивой мусульманке», которой отводится роль молчаливого свидетеля, чье женское начало не позволяет участвовать в настоящей жизни общины.

Она знала Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в повседневной жизни как никто другой. Это знание наряду со свободомыслием и твердым характером выделяет ее среди современников и вызывает необычайный интерес к ее личности.

Детство

Ее полное имя Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик, но она больше известна под именем Аиша бинт ас-Сиддик, а также «ас-сиддика бинт ас-сиддик», что значит «правдивая дочь правдивого».

Пророк (мир ему и благословение) прозвал ее Умм Абдалла за ее особую заботу о племяннике Абдалле ибн аз-Зубайре.

Она выросла в безукоризненной исламской среде. Оба ее родителя приняли ислам вначале миссии Пророка. Она сама говорила:

«Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию…» (Бухари).

Опыт первых лет оставил живые воспоминания в ее крайне восприимчивом сознании и оказал свое влияние на формирование ее характера и личности. В очень молодом возрасте Аиша уже имела твердую веру, усвоила дух самопожертвования ради истины, а также глубокого отвращения к неверию и язычеству.

Брак

Среди матерей правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственной, кого Пророк (мир ему и благословение) взял в жены девственницей.

Их брак был внушен ему самим Аллахом, и, как все его браки, он неотделим от его пророческой миссии, обладая двойной задачей объединения арабов в единый народ, а также передачи знаний и мудрости потомкам, как сказано в Коране.

Аиша как никто другой подходила для исполнения роли передатчика подлинного наследия Пророка (мир ему и благословение) — этот факт подтверждается учеными прошлого и настоящего. И прожив все годы своего становления как личности рядом с Пророком, она справилась с этой задачей.

Любимая жена

Искренне любя Пророка (мир ему и благословение), она ревновала его к другим женам, так как сердцем была привязана только к нему. И Пророк отвечал ей взаимной любовью.

Его чувство к ней основывалось не только на физическом влечении, в котором не приходится сомневаться, но даже в большей степени оно объяснялось осознанием уготованной ей роли передатчика, нерушимого звена, которому предстояло соединить учение Пророка (мир ему и благословение) с будущими поколениями. Особый признак этой роли заключался в том, что Пророк получал откровения от Аллаха, только когда был с Аишей — в присутствии других жен ничего подобного не происходило.

Насколько известно, из всех жен Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственным проводником божественной милости: мужеством, с которым она переносила выпавшие на ее долю злоключения и испытания, своим самопожертвованием она заслужила то, что стала свидетелем ниспослания многих аятов. Эти аяты увековечены в Коране, чтобы вдохновлять все грядущие поколения.

Явление через нее божественной благодати признают и сахабы. Некоторые из них подтверждают это в пояснении аята о таяммуме, ниспосланного в связи с неприятностью, постигшей Аишу. Важно, что Аллах превозносит ее чистоту, скромность и благочестие в Коране, тем самым предлагая превозносить их всем верующим (например, в суре «Ан-Нур», аят 26).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) воплощает идеальные черты мусульманина, перечисленные в следующем аяте Корана:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35)

Благочестие и аскетизм

Несмотря на рождение в уважаемом, состоятельном и знатном семействе — Абу Бакр Ас-Сиддик был человеком богатым — и воспитание в комфортных условиях, Аиша стойко переносила трудности, связанные с непритязательным, даже аскетическим образом жизни Пророка (мир ему и благословение).

Аллах дал женам Пророка выбор между тем, чтобы терпеливо сносить суровый быт, к которому привык Пророк, в обмен на милость Аллаха, Его Посланника и Рай, и достойной жизнью с достаточным содержанием в этом мире. Все они выбрали первое.

Таким образом, сделав выбор в пользу простой жизни с Пророком (мир ему и благословение), Аиша привыкла к скромному питанию, всю жизнь носила грубую одежду, раздавала свое имущество буквально всем, кто к ней приходил.

Своей добротой и в то же время скромностью Аиша воплощает известный хадис о том, что деньги нужно расходовать так, чтобы правая рука не знала, что делает левая.

Ее легендарная щедрость в сочетании с непритязательностью и готовностью забыть собственные потребности также отражает коранический идеал, о котором сказано:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (Коран, 59:9)

Урва — один из величайший учеников Аиши — рассказывал, что видел как Аиша раздала семьдесят тысяч дирхемов, тогда как сама ходила в залатанной одежде.

Благодаря своей верности и преданности Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) и его учению, Аиша отказалась от удобной жизни в родном доме ради простой жизни с Пророком, и несмотря на юный возраст сносила все ее тяготы. После смерти Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) продолжала вести скромное существование, посвящая себя посту, молитве, милостыне и заботе о сиротах и обездоленных.

Ум и ученость

Аиша была наделена недюжинным интеллектом, какой редко встречается. Она не просто пассивно воспринимала уроки пусть даже лучшего и благороднейшего из учителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Она отличалась острым, критическим и пытливым умом. Известно много случаев, как она расспрашивала Пророка, когда ей было что-то непонятно в его ответах.

Однажды среди ночи он обнаружил, что, переодетая, она идет за ним на кладбище, куда он ходил молиться об умерших сподвижниках. На его вопрос, не пришел ли к ней шайтан, она спросила, действительно ли у каждого человека есть шайтан, преследующий его. На его утвердительный ответ она спросила: «И у тебя?». Он ответил: «Да, но мой Господь помогает мне против него. Благодаря этому, он стал мусульманином (т.е. сдался и не приказывает ничего, кроме хорошего)!»

Еще один пример того, как она подробно расспрашивала Пророка (мир ему и благословение).

Однажды Пророк сообщил, что после воскрешения люди восстанут из могил такими, какими их создал Аллах, и Аиша спросила: «Значит, они увидят друг друга?» На что он ответил: «Их положение будет очень серьезным, чтобы они смотрели друг на друга» (Бухари, Муслим).

Ее необычайный ум не позволял ей мириться с нерациональным пониманием религии, не согласующимся с тем, чему учит Коран. Она была твердо уверена, что учение ислама не может быть иррациональным и непоследовательным.

Соответственно, она отвергла рассказ Ибн Умара о том что Пророк (мир ему и благословение) якобы говорил, что человек будет наказан за то, что его родные оплакивают его после смерти. Аиша прямо опровергла это сообщение, заявив:

«Как мог Пророк сказать такое, если Аллах говорит: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 35:18)».

После чего она объяснила, каким, по ее представлению, был контекст высказывания Пророка.

Еще один пример такого же критического восприятия, это ее ответ на сообщение о том, что «три вещи делают молитву недействительной: собака, осел и женщина». Когда Аиша услышала это сообщение, она спросила:

«Как вы смеете сравнивать женщин с собаками и ослами, если когда я сама спала, а Пророк, пробудившись, молился рядом со мной, и когда нужно было совершать земной поклон, он отодвигал мои ноги?»

Она также оспорила Ибн Умара, который приказал женщинам в своем доме распускать волосы, делая гусль. Она сказала:

«Почему бы ему не приказать им обрить головы? Я всегда совершала омовение из одной посуды с Пророком, и я просто трижды поливала себе на голову».

Источник