Имам Малик: звезда среди ученых

Он был на 13 лет моложе имама Абу Ханифы и на 103 года старше имама Бухари. Он составил первый сборник хадисов «аль-Муватта». Одного из известнейших жителей Медины в свое время прозвали имам Дар-уль-хиджра, потому что большую часть своей жизни он прожил в Медине.

Будущий имам родился в Медине в 93 году хиджры. Его родителями были Анас ибн Малик и Аалия бинт Шурайк аль-Аздийа. Его предки принадлежали к йеменскому клану аль-Асбахи, однако во 2 веке хиджры знаменитый дед имама Малика Абу Амир переехал в Медину, где принял ислам и остался там навсегда.

Родившись в состоятельной семье, Малик не имел необходимости работать ради пропитания. А поскольку его очень привлекало изучение ислама, он посвятил свою жизнь науке хадисов и фикху.

Живя в Медине, он имел возможность общаться с самыми сведущими учеными первых лет ислама. Еще в молодости он выучил Коран наизусть. Он учился у разных знаменитых ученых, таких как Хишам ибн Урва, ибн Шихаб аль-Зухри, имам Абу Ханифа и один из потомков Пророка (мир ему и благословение) имам Джафар аль-Садик.

Непосредственные потомки и последователи сподвижников Пророка (мир ему и благословение) были современниками Малика.

«После табиинов в Медине не было никого, кто мог сравниться с имамом Маликом просвещенностью, познаниями в юриспруденции, возвышенностью и остротой памяти», — говорил имам Захаби. Таким образом, имам Малик стал имамом Медины и одним из самых авторитетных ученых ислама.

Он учился хадисоведению у Абдур-Рахмана ибн Хармуза, Нафи ибн Заквана и Яхьи ибн Саида.

Имам Малик сказал:

«Я начал читать лекции по фикху и хадисам только после того, как меня нашли пригодным для этого семьдесят знатоков хадисов и фикха».

Имам Малик считал издание фатв очень важным, ценным и тонким делом с далекоидущими последствиями и был крайне осторожен в нем: настолько, что, имея даже малейшие сомнения по тому или иному вопросу, уже не высказывал о нем своего мнения.

Рассказывая хадисы, он надевал изысканные и дорогие одежды, обычно белые, которые часто переодевал.

Имам Малик испытывал большую любовь и благоговение к Медине. Всю свою жизнь он провел в Хиджазе и никогда не выезжал за его пределы. Он совершил хадж лишь однажды, боясь, что может умереть вне Медины и будет лишен ее благословений. Даже достигнув преклонного возраста и ослабев, он никогда не ездил верхом, потому что считал дерзостью ездить верхом по земле, в которой похоронен Пророк (мир ему и благословение).

На составление свода «аль-Муватта» у имама Малика ушло сорок лет. Сборник получил высокую оценку современников и последующих поколений и стал первым юридическим трудом, который включал и хадисы, и фикх. Имам Бухари говорил, что лучшей цепочкой из всех, названной «золотой цепочкой рассказчиков» хадисов, является «Малик, от Нафи, от ибн Умара».

По существу учение имама Малика не отличалось от учения имама Абу Ханифы. Его главным источником был прежде всего священный Коран, а также хадисы Пророка (мир ему и благословение), из которых он предпочитал те, что были собраны и рассказаны учеными-хадисоведами из Медины. Далее, он ссылался на иджма’ (единодушное согласие ученых), а также та’амуль, то есть обычаи жителей Медины, идущие от сахабов, которые представляют истинный дух ислама. В довершение он опирался на принципы «кияс» (аналогия) и «истисла» (соблюдение общественного интереса).

Сообщается, что имам Малик своею рукой записал 100 тысяч хадисов. Имам Малик говорил:

«Я показал мою книгу семидесяти ученым Медины и каждый из них одобрил ее, поэтому я назвал ее «Муватта» (Одобренная)». 

Это первая работа по хадисоведению, поделенная на разделы различной юридической тематики.

По мнению многих великих ученых прошлого, имам Малик считался ученым из Медины, о котором говорил Пророк Мухаммад:

«Скоро люди будут подгонять верблюдов в поисках знаний, и не найдут ни одного более знающего человека, чем просвещенный ученый из Медины» (Джами аль-Тирмизи).

Другие авторитетные ученые тоже высоко ценили имама Малика, например, имам Абу Ханифа, который сказал:

«Мои глаза никогда не видели никого, кто был бы так быстр в понимании, правилен в ответах и пытлив, как имам Малик».

Имам Ахмед бин Ханбал сказал:

«По знаниям я сравниваю имама Малика с Авза’и, Хаммаадом, аль-Хакимом, Таври и Лаитом, но в области фикха и хадисов он опережает их».

Количество учеников имама Малика измерялось тысячами. Кази Ийаз (Qazi Iyadh) упоминает, что узнал от великого имама более 1300 хадисов.

Среди самых прославленных его учителей были Мохаммед бин Шихааб аль-Зухри, Джафар ибн Мохаммед аль-Садик, Нафи ибн Сарджис аль-Дайлами, Мохаммед ибн Мункадир и Айюб аль-Сахтийани.

Имам Малик всегда защищал и смело отстаивал шариат. Когда правитель Медины потребовал, чтобы население дало клятву на верность халифу аль-Мансуру Аббаси, имам Малик издал фатву о том, что такая присяга не имеет силы, так как дается по принуждению. Свое мнение он подтвердил хадисом:

«Развод по принуждению недействителен».

Он славился своей интеллектуальной независимостью и никогда не склонялся перед властителями. Так, он издал фатву против халифа Аббасидов Мансура и поддержал Мухаммада Закию Алави, за что был арестован и подвергнут публичной порке братом Мансура. Когда Мансур узнал об этом, он пригласил имама Малика в Ирак, чтобы извиниться перед ним за этот инцидент. Позднее имам Малик простил его из-за того, что тот находился в родстве с Пророком (мир ему и благословение).

Однажды халиф Харун-Рашид пригласил имама Малика ко двору, чтобы он прочитал свою «Муватту», но имам отказался и вежливо ответствовал правителю, что при всем уважении к халифу, по его разумению, «это люди должны идти к знанию, а не оно к ним». Позднее халиф со своими сыновьями пришел к нему в мечеть и беседовал с ним, как и все остальные.

Имам умер в 86 лет. Он похоронен на известном кладбище Джаннат-уль-Баки в Медине рядом со своим наставником Нафи Маулой ибн Умаром. У имама Малика было три сына: Яхья, Мухаммад и Хаммад.

Да вознаградит его Всемогущий Аллах за огромную службу, которую он сослужил исламской умме.

Источник