История из Сунны: люди в канаве

Известен хадис, переданный имамом Ахмадом со слов Сухайба. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) рассказывал: «Однажды жил король, у которого имелся придворный маг. Когда тот состарился, то обратился к повелителю с просьбой прислать ему мальчика, которому он мог бы передать все свои знания.

По дороге к волшебнику мальчик встретил отшельника. Он заслушался речами праведника и был чрезвычайно вдохновлен. Затем у мальчика появилась привычка проходить мимо отшельника и проводить время рядом с ним, внимая его речам. Поэтому он часто опаздывал на занятия мага и получал от того немало тумаков. Однажды мальчик пожаловался праведнику на побои, и тот посоветовал: «Когда ты трепещешь от страха перед магом, что скажи ему, что члены семьи задержали меня. А если ты боишься близких, то скажи, что задержался на занятиях у мага».

Как-то раз пришло время большого состязания, и толпы народа заполонили улицы. Тогда мальчик подумал: «Теперь я узнаю, кто кого превосходит – отшельник или маг». Он поднял с земли камень и сказал: «О, Аллах, если праведник дороже Тебе, чем чародей, то пусть животное умрет, а люди смогут двигаться свободно».

Он бросил камень в животное и убил его, а люди принялись бродить по улицам. После чего мальчик пришел к отшельнику и рассказал о случившемся, а тот воскликнул: «Сынок, сегодня ты оказался лучше меня, и твоя сила превзошла мою. Я обнаружил, что тебя скоро подвергнут испытанию».

После этого мальчик начал исцелять слепых и страдающих от проказы. Затем он стал спасать людей от всех болезней. Когда незрячий визирь короля услышал о нем, то пришел к мальчику с щедрыми подарками и сказал: «Если ты спасешь меня, то все мои сокровища станут твоими».

Однако мальчик ответил ему: «Сам я никого не лечу. Исцеление всем заболевшим нисходит лишь от Аллаха. Если вы уверуете в Единого Создателя, то я тоже попрошу Его даровать вам прозрение и ясность взора». Визирь подтвердил свою веру в Аллаха, и Он даровал Своему рабу исцеление. После чего придворный пришел во дворец короля и сел рядом с его троном, как и раньше.

Повелитель спросил визиря: «Кто вернул тебе зрение?» И тот ответил: «Мой повелитель!»

Король был шокирован и воскликнул: «Разве существует другой владыка, кроме меня?»

А визирь смиренно произнес: «Да, мой и твой господин – это Аллах».

Разгневанный король приказал схватить и мучить визиря до тех пор, пока он не возьмет свои слова обратно. Однако под пытками придворный рассказал о мальчике, благодаря которому он уверовал в Аллаха. Правитель приказал привести его во дворец и сказал: «Я слышал, что ты настолько хорошо овладел магическими знаниями, что исцеляешь слепых и страдающих от проказы».

Мальчик же ответил: «Я сам никого не лечу. Исцеление больным дарует Аллах».

Царь приказал посадить его в темницу и пытать. Тогда мальчик рассказал об отшельнике. Его вызвали во дворец и приказали отказаться от религии. Однако монах стоял на своем, и король велел казнить его. Но даже это не заставило праведника поступиться своими вероубеждениями.

После этого пришла очередь мальчика. Король приказал стражникам отвести его на вершину самой высокой горы и столкнуть в пропасть, если он не отречется от своей веры. Когда они взобрались на гору, то мальчик стал молиться Аллаху и просить Его даровать спасение. В этот момент гора задрожала, и в пропасть упали все, кроме искреннего раба Всевышнего. После этого мальчик предстал перед удивленным королем и сказал: «Аллах спас меня».

Он снова приказал придворным схватить его и велел отправиться на маленькой лодке в бурное море. Мальчик снова проявил стойкость и не отказался от своей религии, и стал молиться Единому Творцу: «О, Аллах, защити меня от этих людей и от того, что они собираются со мной сделать». После этого лодка перевернулась и все, кто был на ней, утонули.

Мальчик снова предстал перед королем и рассказал о случившемся. Он сказал: «Аллах спас меня от твоих слуг. Ты не сможешь меня убить до тех пор, пока не сделаешь то, что я попрошу».

Король удивился и попросил поведать ему об этой просьбе. И тогда мальчик сказал: «Ты должен приказать людям собраться на равнине и крепко-накрепко привязать меня к стволу дерева. Затем пусть они возьмут стрелу из моего колчана и скажут: «Во имя Аллаха, Господина этого мальчика». После этого они могут выстрелить в меня и убить.

Король так и сделал. Люди выпустили стрелу, которая пронзила грудь мальчика. Он положил руки на рану, произнес: «Во имя Аллаха» и умер. Видевшие все это придворные в едином порыве трижды воскликнули: «Мы подтверждаем веру в Господа этого мальчика, мы свидетельствуем веру в Аллаха».

Они пришли к королю и сказали: «Мы видели, что Аллах сделал то, что оказалось не под силу тебе». Тогда разгневанный повелитель приказал вырыть канавы на всех дорогах. Он велел наполнить их дровами и поджечь, а затем бросать туда людей, которые не откажутся от новой веры. И жители королевства предпочитали идти на смерть, но не отказываться от Истины».

Этот хадис был передан имамом Ахмадом, имамом Муслимом, Ан-Насаи. Эта история также рассказывается в Священном Коране:

«Клянусь небом, обладателем созвездий Зодиака; клянусь днём, который обещан; клянусь свидетелем и тем, о чем он свидетельствовал: Да сгинут губители [невинных] возле рва — [губители], которым [был уготован] огонь пылающий, в тот самый миг, когда они собрались возле этого [т. е. пылающего рва], радуясь тому, что они творят с верующими. Они питали злобу против них только за то, что те верили в Аллаха, великого, хвалимого, которому принадлежит владычество над небесами и землей. Ведь Аллах — свидетель всему сущему. А тем, которые подвергли верующих, мужчин и женщин, испытанию [сожжением] и не раскаялись, уготовано наказание адом, наказание огнем. Воистину, тем, которые уверовали и вершили добрые дела, уготованы сады с ручьями текучими. Это и есть великое преуспеяние» (Сура «аль-Бурудж», 85 / 1 – 11).

Источник