История начала летоисчисления по хиджре. 1часть

Как изветно, летоисчисление мусульман проводиться по хиджре.

Что послужило предпосылкой возниковению этого летоисчисления?

Чтобы понять этот вопрос, прежде всего, следует произвести исторический экскурс в эпоху нашего досточтимого Пророка (да благославит его Аллах и приветствует).

До хиджры Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) и после него, то есть при жизни нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), никто не задумывался над вопросом нового летоисчисления. Как, в таком случае, велось летоисчисление мусульманами?

Еще до прихода Ислама арабы использовали лунный календарь. Наряду с этим летоисчисление у арабов основывалось не на числовом исчислении лет, а на знаменательных датах. Последующие же годы расчитывали относительно определенного события. В качестве примера можно привести летоисчисление, началом которого считался год смерти прадеда Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) в пятом поколени `Усай ибн Киляба, затем год «слона». Следующие годы исчислялись по принципу «первый год после года слона», «второй год после года слона» и т.д. После же ниспослания Ислама мусульмане брали за основу различные знаменательные события, такие как сражение с мушриками, Хадж Аль-Уада` (прощальный хадж) и т.п.

Прежде чем приступить к ознакомлению с событиями, предшествующими возниковению летоисчисления по хиджре, следует отметить, что многие мусульмане связывают начало летоисчисления по хиджре непосредственно с переселением Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину. То есть, многие думают, что наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) совершил хиджру в месяц Мухаррам. На самом же деле Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) вышел из Мекки в пятую ночь месяца Раби` аль-Аууаль. Это было в 13-ом году пророчества.

Раби` аль-Аууаль – третий месяц лунного календаря.

Выйдя из Мекки наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) три дня пребывал на горе Саур. И лишь на четвертую ночь направился в сторону Медины.

Хиджре Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) предшествовали различные события. Важным из них является то, что в десятом году пророчества, в месяц Раджаб, скончался Абу Толиб, дед нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует). Спустя пятьдесят дней после его кончины, в месяц Рамазан, скончалась Хадиша бинт Хуайлид (да будет доволен ею Аллах), жена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). По этой причине этот год был назван «Годом скорьби».

Одним из следующих важных событий стало событие, которое, в истории Ислама, именуется как «бай`а аль-`акада ас-сания». Именно тогда был заключен договор между жителями Ясриба и Посланником Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) о покровительстве и распространении религии. И именно после этого наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) объявил о начале хиджры в Ясриб (Медину).

Следует отметить, что даже после хиджры Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину мусульмане, на протяжении более чем десяти лет, точнее сказать на протяжении 16-ти лет, вплоть до времен правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), вели летоисчисление по старому методу. То есть, на основе важных событий.

Известный исламский ученый Абу Райхан Бируни, в своей книге «Аль-Асар аль-бакия», относительно этого сказал: «Во времена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) люди вели летоисчисление, в основе которого лежали важные события. При этом каждому году было свойственно свое название. Так первый год после хиджры назывался «Сана ль-Изн», второй год «Сана аль-амр биль-киталь», третий год «Сана ат-тамхыс»… Десятый год назывался «Сана аль-уада`».

 Источник