История начала летоисчисления по хиджре. 2 часть

Сахль ибн Са`д (да будет доволен им Аллах) сказал: «При летоисчислении люди не брали в основу начало пророчества, а так же год смерти Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). В основе летоисчисления было прибытие Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину».

Некоторые исторические документы указывают, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) еще при жизни сам использовал календарь хиджры. В конце некоторых документов и писем, написанных в Его период, можно встретить указания даты именно по хиджре. Однако затем это правило не соблюдалось.

Из сказанного видно, что основы нового летоисчисления были заложены еще при жизни нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует).

Вот теперь мы подошли к моменту, когда следует указать истиную причину и время возниковения мусульманского летоисчисления.

Как было сказано выше, мусульмане вели летоисчисление по старому «дедовскому» способу. То есть, на основе различных событий. Летоисчисление же по хиджре появилось во времена правления халифа Омара (да будет доволен им Аллах).

Возниковению летоисчисления по хиджре предшествовали следующие события:

1. Имам Табари, в своем объемном труде по истории Ислама подназванием «Тарих Ат-Табари», приводит следующее: «Ша`би (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Абу Муса Аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах), который был назначен уалием (губернатором) Багдада, написал Омару (да будет доволен им Аллах) следующее: «К нам приходят Ваши послания. Но они не бывают датированными». После этого Омар (да будет доволен им Аллах) собрал мусульман, чтобы посоветоваться с ними по данному вопросу…»;

2. Маймун ибн Михран (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз Омару (да будет доволен им Аллах) принесли долговые расписки, которых датой был определен месяц Шагбан. И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Какой Шагбан? Этот или же Шагбан следующего года?» Затем Омар (да будет доволен им Аллах) приказал: «Пишите так, чтобы не вводить людей в заблуждение».

Это был первый этап возниковения летоисчисления по хиджре.

Второй этап: обсуждение вопроса, касающегося нового летоисчисления.

Как известно, при Омаре (да будет доволен им Аллах) существовал особый вид шуры (совета), в состав которого входило лишь ограниченное число сподвижников, с которыми он обсуждал сложные вопросы. Собрав шуру он вынес на повестку дня вопрос о новом летоисчислении.

Сподвижниками были предложены следующие варианты:

— вести летоисчисление по римскому календарю, который вел начало со времен Зуль-Карнайн;

— вести летоисчисление по персидскому календарю, который вел начало со времен образования персидского государства;

— вести летоисчисление начиная с даты рождения Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует);

— вести летоисчисление с момента кончины Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует);

— вести летоисчисление с начала ниспосылания пророчества нашему Пророку (да благославит его Аллах и приветствует);

— вести летоисчисление с момента совершения хиджры Посланником Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует).

Наряду с этим были предложены и другие варианты.

 Источник