История ниспослания суры «Аль-Анам»

Эта сура была ниспослана в Мекке после суры «Аль-Хиджр». Ибн Аббас говорил: «Сура «Аль-Ан`ам» была ниспослана в Мекке за один раз, целиком. Долина Мекки была заполнена ею. Ее ниспослание сопровождали семьдесят тысяч ангелов, которые спустились вместе с ней, заполнив собой пространство между двух гор. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал к себе писарей, и они за ночь записали всю эту суру, за исключением шести аятов, которые были ниспосланы в Медине» (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/141). Риваят о том, что эта сура была ниспослана за один раз, и что ее ниспослание сопровождали семьдесят тысяч ангелов,  передается и от Ибн Умара (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/234).

В риваяте, переданном от Анаса, сообщается, что посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ни одна сура Куръана не была ниспослана мне целиком, за исключением суры «Аль-Ан`ам». Шайтаны не собирались в таком количестве ни против одной суры, сколько их собралось против этой суры. Когда Джабраиль был послан ко мне с этой сурой, рядом с ним было пятьдесят (или пятьдесят тысяч) других ангелов. Эти ангелы, произнеся тасбих и тахлиль, наполнили этой сурой мое сердце, подобно тому, как вода наполняет бассейн. Посредством этой суры Аллах Всевышний настолько возвысил меня и вас, что вы уже никогда не будете унижены. В ней полностью опровергаются все доводы многобожников. В ней заключены обещания Аллаха, от которых Он никогда не откажется».

В риваяте, переданном Ибнуль-Мункадиром от Джабира, сообщается: когда была ниспослана сура «аль-Ан`ам», посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес тасбих (сказал Субханаллах), а затем произнес: «Эту суру сопровождало столько ангелов, что они закрыли собой весь горизонт» (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/141; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/233).

Из риваята, переданного от Асмы бинт Язид, следует, что эта сура была ниспослана посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он находился в пути. В этом риваяте Асма говорит: «Сура «Аль-Ан`ам» была ниспослана посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) под громкие голоса ангелов (произносивших тасбих и тахлиль), когда он находился в пути. Этих ангелов было так много, что они заполнили собой все пространство, между небом и землей».

На первый взгляд может показаться, что между риваятом, в котором говорится, что эта сура была ниспослана посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) целиком за один раз, за исключением нескольких аятов, и риваятами, посвященными причинам ниспослания различных аятов этой суры, существуют противоречия. Однако, по сути, все эти риваяты можно объединить, а именно:

1. Риваяты, в которых говорится о том, что эта сура была ниспослана посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) целиком за один раз, за исключением нескольких аятов, подразумевают, что за один раз была ниспослана не вся сура целиком, а ее большая часть. В арабском языке большая часть чего-либо означает целое.

2. Все события и случаи, описываемые в риваятах в качестве причины ниспослания различных аятов, происходили исключительно в Мекке и до ниспослания этой суры. И эта сура была ниспослана уже после всех этих событий.

3. Риваяты, в которых говорится о том, что эта сура была ниспослана целиком за один раз, могут означать, что она была ниспослана целиком за один раз либо от Божественной Сущности на Лявхуль-Махфуз (Хранимую скрижаль), либо с Лявхуль-Махфуз на небо этого мира. Вполне возможно, что ниспослание этой суры на Лявхуль-Махфуз или на небо этого мира посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выразил как ниспослание суры непосредственно ему. Так как ниспослание откровения как от Божественной Сущности на Лявхуль-Махфуз (Хранимую скрижаль), так и с Лявхуль-Махфуз на небо этого мира подразумевает дальнейшее ниспослание этого откровения уже непосредственно посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

В другом риваяте, переданном от Асмы бинт Язид, сообщается, что ниспослание этой суры произошло, когда посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился верхом на верблюде, и под тяжестью этого откровения, ниспосланного за один раз, кости верблюда едва не сломались (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/233).

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что в Медине были ниспосланы 151-153, 91 и 21 аяты этой суры.

Также от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха передается, что в Медине были ниспосланы шесть аятов этой суры: 151-153, 91, 93 и 94. То же самое было передано и от Мукатиля, но к этим шести аятам он добавил еще 21 и 114 аяты.

Наряду с этим, от Ибн Аббаса и Катады передается риваят, в котором сообщается, что Медине были ниспосланы только два аята 91 и 141. Абуль-Фатх ибн Шайта говорил, что в Медине были ниспосланы только 151 и 152 аяты этой суры (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/1-2).

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ ثُمَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِم يَعْدِلُونَ 

«(Вся) хвала Аллаху, Который создал небеса и землю и сотворил тьму и свет. Но затем (несмотря на все знамения и чудеса) неверующие приравнивают к своему Господу (Его творения – поклоняясь им)» (Аль-Ан`ам, 1).

В риваяте, переданном Ибн Абу Хатимом и Абуш-Шейхом от Муджахида, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении зындыков (дуалистов), которые говорили: «Аллах не создавал тьму, жука-навозника, скорпиона и всё отвратительное. Он является Творцом света и всего прекрасного». И тогда Аллах Всевышний ниспослал в отношении них этот аят.

В риваяте, переданном от Ибн Абза, сообщается, что данный аят был ниспослан не в отношении мусульман, а в отношении людей писания (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/247).

وَلَوْ نَزَّلْنَا عَلَيْكَ كِتَابًا فِي قِرْطَاسٍ فَلَمَسُوهُ بِأَيْدِيهِمْ لَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُواْ إِنْ هَذَا إِلاَّ سِحْرٌ مُّبِينٌ

«Даже если бы Мы ниспослали тебе Книгу на бумаге, и они (увидели бы ее ниспослание своими глазами и) прикоснулись бы к ней руками, неверующие (из упрямства) все равно бы сказали: «Это – явное колдовство» (Аль-Ан`ам, 7).

Кельби говорил: «Мекканские многобожники однажды сказали посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «О, Мухаммад! Мы ни за что не уверуем в тебя до тех пор, пока ты не принесешь нам книгу от Аллаха, в сопровождении четырех ангелов, которые бы засвидетельствовали, что эта книга действительно ниспослана от Аллаха, и что ты действительно являешься посланником Аллаха» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 147).

В соответствии с одним из высказываний Кельби, данный аят был ниспослан в отношении Надра ибнуль-Хариса, Абдуллаха ибн Абу Умаййи и Науфаля ибн Хувайлида, которые сказали посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Мы ни за что не уверуем в тебя, если не заставишь бить источник воды из этого места» (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/253).

وَقَالُواْ لَوْلا أُنزِلَ عَلَيْهِ مَلَكٌ وَلَوْ أَنزَلْنَا مَلَكًا لَّقُضِيَ الأمْرُ ثُمَّ لاَ يُنظَرُونَ (8) وَلَوْ جَعَلْنَاهُ مَلَكًا لَّجَعَلْنَاهُ رَجُلاً وَلَلَبَسْنَا عَلَيْهِم مَّا يَلْبِسُونَ 

«Они (неверующие) сказали: «О, если бы к нему (Мухаммаду) спустился ангел (которого мы смогли увидеть)!». Даже если бы Мы ниспослали ангела (выполнив их просьбу), то (их) дело было бы уже решено (решение об их гибели было бы окончательным), и у них (уже) не было бы отсрочки (для покаяния). 9. И если бы Мы сделали его (пророка) ангелом, то он все равно был бы мужчиной (в образе человека, поскольку видеть ангела в его истинном облике человек не способен) и (тем самым) оставили бы непонятным то, что им (и так) непонятно (и они все равно говорили бы, что это человек – такой же, как они)» (Аль-Ан`ам, 8-9).

Ибн Исхак рассказывал: «Когда посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал свой народ к исламу, то Зам`а ибнуль-Асвад, Ан-Надр ибнуль-Харис, Аль-Асвад ибн Абди Ягус, Убайй ибн Халяф и Аль-Ас ибн Ваиль сказали ему: «О, Мухаммад! Вот если бы с тобой был послан ангел, которого мы увидели бы с тобой рядом и который сказал бы нам, что послан в качестве пророка…».  И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/395).

Так же было сказано, что к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) с этими словами обратились Ан-Надр ибнуль-Харис, Абдуллах ибн Абу Умаййа и Науфаль ибн Хувайлид, и что данный аят был ниспослан в отношении них (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/8).

По сути, не имеет особого значения, кто именно обращался к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и отличия риваятов в том, что касается упоминаемых в них имен, не представляет существенного противоречия. Общей чертой всех этих людей является их неверие, отрицание истины, попытки поставить посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в трудное положение, упрямство и упорство в неверии. Об этом ясно говорится в последующих аятах.

وَلَهُ مَا سَكَنَ فِي اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ 

«И Ему (Всевышнему Аллаху) принадлежит все, что существует и днем, и ночью. И Он – Слышащий, Знающий» (Аль-Ан`ам, 13).

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что Кельби говорил: «Однажды мекканские многобожники пришли к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказали: «О, Мухаммад! Мы так полагаем, что тебя к этому твоему призыву подтолкнула нужда. Приди к нам, и мы разделим с тобой наше имущество, стань самым богатым из нас, но только откажись от того, что ты делаешь». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 147).

Источник