Как Шигабутдин Марджани изменил старые порядки казанских купцов

В 1849 году Шигабутдин Марджани (1818-1889) вернулся в Казань из своей многолетней учебы в Бухаре и Самарканде. В те времена в мусульманской общине Казани местные татарские купцы пользовались большим авторитетом. А духовенство пыталось подражать среднеазиатским обычаям и всячески угождать местным богачам. В Казани самым уважаемым купцом в это время считался Ибрахим Юнусов (1806–1886), который в народе из-за высокого роста имел прозвище “Узун Ибрай” (Длинный Ибрай).

Ибрахим Юнусов.

По обычаям того времени местные купцы устраивали сход духовенства, чтобы подвергнуть словесным испытаниям, вернувшихся из Бухары новоиспеченных мулл. Марджани тоже был подвергнут такому испытанию, где всех поразил своими блестящими знаниями в Исламе. Ибрахим Юнусов решил всеми способами заполучить молодого одаренного муллу. Однако им двигало не благое желание, а прежде всего соперничество с другими купцами и стремление обладать всем лучшим.

Ибрахим Юнусов пригласил Шигабутдина Марджани имамом-мударисом в свою махаллю и построил для талантливого хазрата новое медресе. В медресе Марджани не вел свои занятия старым методом, основанным на обычном заучивании книг. Он заставлял своих шакирдов анализировать труды исламских богословов и подходить к ним критически. Вскоре Марджани получил известность и признание во всем Волго-Уральском регионе. Сотни юношей устремились в Казань, чтобы поступить в его медресе. В то же время у Марджани появилось много завистников и недоброжелателей.

Ибрахим Юнусов полагал, что раз он пригласил Марджани к себе в махаллю, сделал его имамом своего прихода, построил для него медресе и дает деньги на содержание, то сможет управлять им как захочет. Но богатейший купец Казани сильно ошибался. Марджани открыто выступил против устоявшихся в мусульманской общине Казани порядков, где местное духовенство превратилось в прислужников татарских богачей. Муллы были готовы терпеть любые унижения, лишь бы получать денежное довольствие от богатых купцов. Марджани решил изменить такое положение дел.

В те времена в Казани мусульмане устраивали огромное количество званых обедов (маджлис). По устоявшемуся правилу, для духовенства стол накрывали на полу, где они ели, усевшись на тюфяки. А для купцов еду ставили на столе, так как считалось, что на полу есть неудобно. К тому же муллы должны были приходить первыми и ждать, пока не придут все приглашенные купцы. Купцы любили состязаться между собой в опаздывании. Каждый из них старался заставить других долго ждать. Иногда муллам приходилось ждать по несколько часов. А самым заядлым любителем опаздывать считался Ибрахим Юнусов.

Бывший особняк Юнусовых. Был переделан купцом Мухаммед-Бадретдином Апанаевым в 1906 году.
Бывший особняк Юнусовых. Был переделан купцом Мухаммед-Бадретдином Апанаевым в 1906 году.

На первом своем званом обеде Марджани войдя в дом сразу же сел за стол, накрытый для купцов. На слова хозяина: “Хазрат, для мулл у нас накрыто на полу”, Марджани сказал: “Муллы — это не прислуга богатых купцов, чтобы сидеть у их ног.” С тех пор, среди мусульман Казани стало традицией усаживать муллу за стол на самое почетное место. Марджани также выступил против правила ждать купцов на званом обеде. Во время званых обедов, если кто-то заставлял себя ждать, он говорил хозяевам: “У меня занятие, у меня дела по махалле. Если у вас есть чем меня накормить, то накормите”. Таким образом, Марджани отучил мусульман Казани от другого негласного правила — дожидаться купцов во время званых обедов.

В результате это вылилось в открытое противостояние известнейшего богослова с самым влиятельным татарским купцом Казани. Стремление Ибрахима Юнусова заставить Марджани подчиниться не увенчалось успехом. Стараниями купца его дважды отлучали от преподавания в медресе. Ибрахим Юнусов прекратил выделять деньги на его содержание, но подчинить себе Марджани он так и не сумел. Напротив. Это Марджани сумел ограничить вековое влияние семейства Юнусовых, организовав при мечети своеобразное самоуправление, способное без юнусовских капиталов обеспечивать духовные нужды прихожан.

Марджани в 1870 году основал свое собственное медресе — Медресе “Марджания”, которое существовало вплоть до 1917 года. Отдельное здание для медресе было построено в 1880 году, ныне оно находится по адресу Зайни Султана, 6 и там сейчас располагается Исламский колледж.

Медресе “Марджания”
Медресе “Марджания” Исламский колледж.

Несмотря на сложный характер Ибрахима Юнусова и его тяжелые отношения с Шигабутдином Марджани, нельзя не отметить его большие заслуги перед мусульманами города. Его по праву можно назвать одним из выдающихся татарских благотворителей и общественных деятелей Казани позапрошлого века. В 1844-м, 1845-м и 1854-м годах Ибрахим Юнусов три раза избирался городским головой Татарской ратуши, которая ведала делами Старой и Новой татарских слобод Казани. А еще с 1871 по 1886 год он целых 15 лет был гласным городской Думы.

Братья Ибрахим и Исхак Юнусовы, в 1849 году по проекту архитектора А.К. Ломана построили мечеть на Сенном базаре, ныне известную под названием «Нурулла».

Сенная мечеть.
Сенная мечеть.

В 1844 году Ибрахим Юнусов вместе со своим братом основал первый в Казани мусульманский детский приют, который успешно работал вплоть до октябрьской революции 1917 года. Вначале это было двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. Однако после пожара 1871-го года, Юнусовы на его месте отстроили новое двухэтажное кирпичное здание. Это здание сохранилось до наших дней и находится по адресу Тукая, 89.

Здание бывшего Мусульманского детского приюта.
Здание бывшего Мусульманского детского приюта.

Для нужд приюта братья Юнусовы пожертвовали 14 каменных лавок на Сенной площади. Каждый год детский приют опекал до тридцати мусульманских мальчиков возрастом от 7 до 16 лет. Здесь их кормили, обеспечивали бесплатной одеждой, следили за их здоровьем, а также давали неплохое образование: обучали основам ислама, шариату, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам. Кроме этого, Ибрахим Юнусов постоянно жертвовал деньги на многие другие благотворительные цели.

Некогда грозный и всесильный Ибрахим Юнусов перед смертью оглох и был парализован. Он умер 4-го мая 1886 года. Прекращая все земные споры и обиды, джаназа-намаз над покойным совершил Марджани, он же руководил похоронами купца на мусульманском кладбище в Новотатарской слободе.

Мухсин Нурулла

Источник