Конференция «Внутренний диалог в Исламе»: «разлад мусульман приводит к возникновению ереси»

 

Что такое внутриисламский диалог, какова роль средств массовой информации в популяризации негативного образа ислама, какое место занимает религия ислам в системе социального регулирования, верно и безопасно ли использовать электронные ресурсы в системе исламского образования – это лишь малая толика проблем, которые были подняты участниками вот уже IV Общероссийской научной конференции «Внутренний диалог в Исламе: реальность и перспективы».

Конференция стала возможна благодаря инициативе Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан при поддержке Духовного управления мусульман РТ в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир».

В этот раз мероприятие, в котором принимали участие религиозные и светские специалисты из Казани, Москвы, Уфы, Махачкалы, Севастополя и других регионов РФ, было посвящено теме внутреннего диалога в Исламе, причём акцент делался на том, что диалог в Исламе ведётся не только снаружи, с внешним миром, но и внутри.

— Известно, что диалог Ислама ведётся с другими религиозными традициями в совокупности и этот процесс известен под названием «межрелигиозный диалог». Ведётся диалог с отдельными религиозными традициями, такими как иудаизм и христианство. Проводится диалог с научным миром, — отметил Фарид хазрат Салман, директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны. – Ислам как религиозная традиция зиждется на плюрализме мнений, выражением которых является богословские и правовые школы. Все эти богословские и правовые школы объединяет единая основа. В то же время вместе с развитием мусульманской мысли параллельно возникает течение, в корне противоречащее принципам и канонам Ислама. При этом оно всегда прикрывалось Исламом, использовало мусульманскую символику и терминологию. Шло время, и это течение трансформировалось во множество похожих друг на друга направлений и идеологий, которые расходятся с традиционным, каноническим, классическим Исламом. В условиях светского характера государства и общества подобного рода явления получают оценку в свете их деятельности. Однако далеко не все из подобных течений открыто заявляют о своём неприятии природы государственного строя. Таким образом, проблема имеет двойную оценку ситуации.

Как отметил, обращаясь к участникам, начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Марат Хисамиев, должна вестись пропаганда традиционных ценностей:

— Мы должны помнить и каждым своим действием говорить о том, что Ислам – это религия мира и добра. К сожалению, мы наблюдаем тенденцию в корне неверного понимания и использования религиозных терминов, в том числе и журналистами региональных и федеральных СМИ. А понятие «милосердный ислам» и вовсе не встретиться на страницах масс-медиа. А ведь у нас есть прекрасная мечеть и реабилитационный центр для социализации людей с особенностями здоровья «Ярдэм». Нужно распространять и внедрять подобный опыт работы с населением.

Об отсутствии религиозной грамотности говорил и первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Валиулин, подчеркнувший, что нельзя противопоставлять тех, кто следует ханафитскому мазхабу, тем, кто считает себя последователями Сунны:

— Эти люди забывают, что имамы Малик, Абу Ханифа, Шафии и Ханбал показали правильный путь понимания Сунны. Тот, кто является последователем определённого мазхаба, автоматически следует Сунне. Это же элементарно. Что касается термина «бида`ат», то это означает не «нововведение», а «ересь». Нужно быть аккуратными в использовании терминологии.

Отдельно Рустам хазрат остановился на мнении о дозволенности или запретности проведения Маулида (дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)). Как отметил хазрат, против выступали, как правило, радикально настроенные личности, ставшие в последствии у истоков радикальных течений, которые и сейчас раздирают исламское общество на части, пороча чистую религию Ислам:

— Молодёжь стремится к светлому, но попадает в сети. А истинное состояние вещей по-прежнему мало кому известно.

В пленарном заседании конференции также принял участие ректор Болгарской исламской академии Рафик хазрат Мухаметшин, который более детально остановился на том, каковы возможные форматы ведения диалога, как правильно строить взаимодействие, чтобы не усугубить ситуацию.

В свою очередь, Фарид хазрат Салман обратил внимание на тот факт, что ислам всегда был пропитан духом богословского плюрализма, при этом являя собой единство мысли:

— Разлад мусульман на самом низовом уровне вкупе с расколом по политическому принципу приводит к возникновению ереси и разделению мусульман. Нам крайне важно преодолеть многочисленные факторы и стать одной семьёй.

Но можно ли идти в таких ситуациях на уступки? Можно ли преодолеть все эти различия? Именно от ответов на эти вопросы зависит будущее не только мусульманского мира, но и всего мирового сообщества. Ведь главная цель диалога – это разумное признание того, что может сохранить единство и целостность.

По мнению Мажида Беркиханова, декана факультета теологии Дагестанского гуманитарного института, в числе первых шагов должны быть следующие действия: воздержание от такфира, приоритет истины и воздержание от насилия по отношению к инаковерующим, поскольку не может быть места для диалога там, где процветает насилие.

Особое внимание в ходе бурных дискуссий отвели роли представителей масс-медиа, которые играют первостепенную роль в формировании негативного образа мышления в отношении мусульман у своей многочисленной аудитории. Как отметил Ильдар Аминов, доцент кафедры государственного права, Института права БашГУ, трудности в интеграции беженцев, среди которых большая часть – представители мусульманской веры, заключаются в кардинальном отличии их собственных ценностей от европейских:

— Мусульмане никогда не будут идентичны европейцам, они никогда не интегрируются, не растворятся в европейских ценностях, чего так хотят жители этой самой Европы. Восток всегда останется Востоком, а Запад – Западом. Но хорошим толчком для налаживания отношений стало бы создание грамотной правовой политики по интеграции беженцев.

В ракурсе внимания участников конференции также оказались такие аспекты заявленной проблематики, как детальное рассмотрение ситуации в мировой умме в свете отсутствия единого идейного центра; теория и практика выстраивания диалога внутри Ислама и мусульманской общины; обсуждение ситуации, сложившейся в результате практики представления образа мусульманина в ложном свете в транснациональных СМИ; критика целенаправленной кампании насаждения негативного образа Ислама и мусульман в мировых СМИ; анализ деструктивной деятельности идеологии радикальных течений, действующих в интересах западных геополитических центров, их роль в формировании негативного образа мусульман в планетарном масштабе.

Напомним, что основной целью конференции является выработка рекомендаций мусульманскому сообществу в создании и функционировании механизма постоянного внутреннего диалога в умме с тем, кто настроен на подобный процесс, а также формирование позитивного образа мусульманина в СМИ.

 

Источник