Кто такие ханифы?

Ханиф — это человек, который верит в Единого Творца. До победы Ислама в Мекке господствовало идолопоклонничество. Но некоторые люди придерживались Единобожия, которому обучал пророк Ибрахим (мир ему). Его называли халилюллах за то, что его сердце было полно любви к Аллаху. Он — отец многих посланников Всевышнего, в том числе и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) По милости Аллаха Ибрахиму (мир ему) были ниспосланы 10 страниц Божественных откровений.

В Коране имя пророка Ибрахима (мир ему) упоминается в 90 раз в 25-ти сурах. В этих аятах записана похвала сему достойному человеку и все его имена. Одно из них — Ханиф, то есть восхваляющий Аллаха. Поэтому Единобожие, к которому призывал пророк Ибрахим (мир ему), было названо ханифством.

В переводе с арабского слово «ханиф» также подразумевает «муфаххит» — того, кто оставил заблуждения и идёт прямо к истине и справедливости, избегает ложных религий и верований на пути служения Аллаху. В Коране сказано: «Они говорят: «Будьте иудеями или христианами, тогда пойдёте истинным путём». Отвечай, [Мухаммад]: «Нет, [мы следуем] вере Ибрахима — ханифа, а он не был многобожником» (Сура «аль-Бакара», 2 / 135); «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом — мусульманином, и не был многобожником» (Сура «Али Имран», 3 / 67).

В период неверие ханифами называли людей, которые отвернулись от язычества, идолопоклонничества и подобных заблуждений. Они остались верными сторонниками учения пророка Ибрахима (мир ему) и поклонялись лишь Единому Аллаху. Наиболее известные личности среди них — Варака ибн Навфаль, Абдуллах ибн Джахш, Осман ибн Хувайрис, Зейд ибн Амр, Кусс ибн Саид. Ханифы считали неблаговидным поступком молитву, обращённую к бездушным, бессловесным, ни на что не годящимся идолам.

Благочестивый Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды жители Бальдаха пригласили Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к столу. Это случилось ещё до принятия им посланнической миссии. Расулюллаху предложили отведать мяса, но он вежливо отказался. Точно так же поступил и Зейд ибн Амр ибн Нуфайл. Он пояснил: «Я не ем мясо животных, принесённых в жертву идолам. Я могу кушать лишь мясо животных, принесённых в жертву Аллаху с упоминанием Его имени».

Зейд ибн Амр также порицал курайшитов, которые приносили животных в жертву идолам. Он так увещевал людей этого племени: «Овцу создал Аллах. Для неё Он послал дождь с небес и заставил травы расти на земле. Вы же приносите эту овцу в жертву без упоминания имени Аллаха!» (Бухари, «Манакыбу’ль Ансар», 24; «Забаих», 16).

В другом хадисе сказано: «Зейд ибн Амр, взяв в попутчики Вараку ибн Навфаля, отправился в Шам, чтобы узнать об истинной религии и стать её последователем. Там он повстречал иудейского учёного и попросил его рассказать о сути вероучения. Иудей ответил: «Ты не сможешь стать последователем нашей религии до тех пор, пока не получишь свою долю от гнева Аллаха».

Зейд сказал: «Я дошёл до этих краёв, гонимый гневом Аллаха, и ищу Его Милосердия. Я бы не хотел получить какой-нибудь горький урок, поэтому укажи мне другую религию!»

Но иудей заявил, что не знает никакой другой религии, кроме веры ханифов. Тогда Зейд попросил рассказать об этом, а учёный пояснил: «Это религия пророка Ибрахима. Он — не иудей и не христианин, и не поклонялся ничему и никому, кроме Аллаха».

После этой беседы Зейд повстречался с христианским учёным. Он спросил его о тех же вещах, что и иудейского богослова. И тот повторил слова иудея: «До тех пор, пока ты не получишь свою долю от проклятий Аллаха, ты не сможешь стать последователем нашей религии!»

Зейд же в ответ заявил, что сделает всё зависящее от него, чтобы никогда не получить горького урока от Аллаха, и опять попросил указать иную религию. И христианский учёный, как и иудей, поведал ему о вере ханифов. Зейд вышел от него и воскликнул: «О, мой Аллах! Призываю Тебя в свидетели! Я — на пути религии пророка Ибрахима (мир ему)» (Бухари «Манакыбу’ль-Ансар», 24).

Асма бинти Абу Бакр (да будет доволен её Аллах) рассказывала: «Я услышала, как Зейд ибн Амр, прислонившись спиной к Каабе, сказал: «Эй, община курайшитов! Клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима (мир ему)».

Известно, что Зейд спасал новорожденных девочек, которых родители в эпоху джахилии собирались закапывать живьём в землю. Он заявлял людям, готовым убить собственных дочерей, что берёт на себя все заботы о них. Зейд воспитывал девочек до совершеннолетия. Когда же они взрослели и расцветали, ханиф говорил их отцам: «Если хочешь, я могу передать дочь тебе или же продолжу заботиться о ней» (Бухари, «Манакыбу’ль-Ансар», 24).

Эти ханифы знали из предыдущих Священных Писаний о приближении времени Последнего Пророка. Они ждали его прихода. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так сказал о ханифе Вараке: «Я увидел его в самом центре Рая в шёлковых одеждах!» А Зейду он сообщил: «В Судный День ты будешь воскрешён как отдельная община и будешь в Раю между мною и Исой (мир ему)» (Хайсами, IX, 416).

По мнению многих мусульманских учёных, родители Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были мекканскими ханифами. Так как ханифство является исламским Единобожием, Всевышний повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) следовать религии Ибрахима (мир ему). Об этом сказано в Коране:

«Затем Мы внушили тебе посредством откровения [о, Мухаммад]: «Следуй за религией Ибрахима, ханифа, ведь он не был многобожником» (Сура «ан-Нахль», 16 / 123).

Поэтому понятие о вере ханифов используется при определении Ислама, а также этим словом называют каждого искренне верующего мусульманина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивал: «Я был послан с терпимой религией ханифов» (Ахмад, V, 266).