Культура (адаб) чтения Корана

Читающий должен находится в состоянии ритуальной чистоты. Желательно, чтобы одежда была чистой, также желательно использовать благовония и мисвак. Передаётся от Али да будет доволен им Аллах слова Пророка (саллялЛаху алейхи ва саллям):

و عن علي رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلي الله عليه و سلّم: اِنَّ اَفْوَاهَكُمْ طُرُقٌ لِلْقُرْاَنِ

فَطَيِّبُوهَا بِالسِّوَاكِ

Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком.

(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293)

-Повернуться в сторону Каабы.

-Желательно сидеть в позе тахият.

-Что касается ежедневной нормы чтения, то по этому поводу очень много примеров из жизни ученных. Например имам Шафии, Салих ибн Кийсан при наступлении месяца Рамадан прочитывали весь Коран по два раза в день. В книге имама Навави «Азкар» говортся, что Ибн аль-Катиб прочитывал днём весь Коран четыре раза и четыре раза ночью.

Некоторые из учённых прочитывали Коран раз в месяц.

عن عبد الله بن عمرٍو رضي الله عنه قال رسول الله صلي الله عليه و سلّم: لَمْ يَفْقَهْ مَنْ قَرَاَ

الْقُرْاَنَ فِي اَقَلِّ مِنْ ثَلاَثٍ

Передаётся от Абдуллаха ибн Амра (радыялЛаху анх), что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня.

(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195)

Имам Ираки по поводу данного хадиса сказал: «Этот хадис приводится во многих сборниках хадисов. И смысл его состоит в том, что если человек прочитает весь Коран меньше чем за три дня то он не сможет понять его хорошо т.к у него не будет времени на осмысление Корана из-за скорости чтения. Но это не значит что прочитавший Коран меньше чем за три дня совершил что-то не допустимое, ведь до нас дошли известия о том, что выдающиеся личности как Усман бин Аффан, Тамими Дари, Саид ибни Джубейр (радыялЛаху анхум) прочитывали весь Коран в одном ракаате намаза».

В книге Бустануль Арифин от имама Азама приводится: «У Корана есть право на то, чтобы его прочитывали два раза в год т.к сам Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) в год своей смерти прочитал Коран два раза Джабраилю (алейхис салям).

-Стараться плакать. Сам Всевышний Аллах рассказывает о Своих друзьях слушающих Коран:

وَيَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ يَبْكُونَ

— Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая.

(Сура Исра, аят 109)

У одного алима спросили: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали схабы (радыялЛаху анхум)?»

Он ответил: « Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

-Если есть вероятность показухи или неудобства для других, то следует читать тихо, иначе громко.

Читать медленно с расстановкой, ведь по истине цель чтения не в количестве, а в размышлении над аятами. Когда у матери правоверных Умму Салямы (радыялЛаху анха) спросили относительно чтения Посланника Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям), Она (радыялЛаху анха) сказала, что Он (саллялЛаху алейхи ва саллям) читал с расстановкой, отделяя один аят от другого. Читал بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ останавливался, затем اَلْحَمِدُ للهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ останавливался.

Передаётся, что Ибн Аббас (радыялЛаху анхума) сказал: «Прочитать медленно, размышляя суры Бакара и Али Имран для меня более любимее чем прочитать весь Коран быстро».

-Читать красиво, нараспев. Наш любимый Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал:

زُيِّنُوا الْقُرْاَنَ بِاَصْوَاتِكُمْ

«Украшайте Коран своими голосами»

Некоторые тонкости при чтении.

-Если идя по дороге ты читаешь Коран по памяти, то встретив мусульманина нужно прерваться и поприветствовать или же ответить, а после этого произнеся истиазу (اعوذ بالله من الشيطان الرجيم) продолжить чтение. Но если ты сидишь в мечети читая Коран и вдруг некто поприветствовал тебя, то здесь у тебя появляется два варианта:

— Согласно мнению хазрата Абуль Хасана аль Вахиди занятому чтением Книги Аллаха более желательно не отвечать на приветствие, или же будет достаточным ответить жестом.

— Имам Навави же в свою очередь считает данное мнение слабым и утверждает, что ответить на приветствие словом является ваджиб (обязательно).

-Сказать Альхамду лиллях (الحمد لله) если ты чихнул, и Ярхамукал Лах (يرحمك الله) если ты услышал, что кто-то после того как он чихнул сказал Альхамду лилях является сунной даже если ты читаешь Коран.

-Если во время твоего чтения зазвучал азан, то тебе следует прекратить чтение и слушать, а также повторять слова азана.

-Если во время твоего чтения некто попросил у тебя какую либо вещь и есть возможность просто указать на неё жестом, то не следует прерывать чтение, а просто укажи на неё. Но если ты знаешь, что он может обидеться, то прервись.

-Если кто-то не смог вспомнить продолжение аята и просит тебя подсказать, то адабом (культурным) является дочитать этот аят (если ты конечно знаешь его) и не читать следующий дабы избежать гордости, ну из-за того, что ты как бы хвастаешься своими знаниями.