Квазинаучность и гламур: культ карго в исламской умме

Термин «культ карго» прижился в современной массовой культуре. Он отсылает к печальной и забавной истории про меланезийские племена, которые во времена Второй Мировой войны наблюдали, как самолеты сбрасывали американцам груз и улетали. Не в силах понять, как такое может произойти (неработающие белые люди задаром получали кучу всякого добра), туземцы разработали свое объяснение: белые выполняют особые ритуалы, а духи предков посылают им дары. К ритуалам, по мнению аборигенов, относилось махание флажками, строительство вышек с антеннами, использование микрофонов и наушников, разметка земли под посадочную полосу. Так зародился культ карго: племена стали строить соломенные самолеты и вышки, вырезать микрофоны из бамбука, зажигать посадочные огни и ждать, когда им привезут груз[1].

Поучительный рассказ о фантомах в сознании папуасов мог бы остаться просто антропологической байкой, но яркость иллюстрации сделала словосочетание «культ карго» расхожим. Культ карго – это копирование внешней атрибутики без понимания истинных причин происходящего в надежде, что такое подражание принесет плоды. И в этом широком смысле мусульмане тоже становятся жертвами культа карго. Для современной исламской уммы это будет подражание западной науке в целом.

Не секрет, какой комплекс неполноценности зарождается в умме при взгляде на Запад. Мы потеряли великую империю, которая распадалась постепенно. Мы потеряли и праведность, и прогресс первых веков исламского государства. Что уж там, передовые открытия арабских ученых – наследие прошлого. Как ни странно, мусульмане скорбят об утере сильной науки едва ли не больше, чем об утере праведности. Обидевшись на цветущие западные технологии, мы нажимаем кнопочку перепоста под статьей «10 великих вещей, которые дала миру исламская цивилизация». У вас «Apple», а у нас кофе и астролябия, подавитесь. Каждый раз, видя эти перепосты, я пытаюсь заглушить неловкое чувство, которое возникает, когда близкий человек жутко хочет понравиться кому-то не особо приятному и вдобавок у него совсем не получается.

Первое, о чем вспоминаешь в связи с наукой, – это бесконечный стыд и дорогие понты. Мы так хотим доказать Европе, что мусульмане тоже, в общем, ничего. Каирские мальчики говорят между собой на английском, а покрытая девочка из Челябинска покупает седьмой айфон. Айфон, гламур и английский язык как культ карго, как ритуал, который приблизит нас к вожделенному центру научного мира. И как будто неважно, что весь Каир завален мусором, а мусульмане и мусульманки по всей России бездельничают и ничему толком не учатся: ни религии, ни медицине, ни физике. Зато есть айфон – словно он приблизит нас к светлому исламскому будущему[2]. Просто какой-то акт колдовства во всеобъемлющем культе карго.

О квазинаучности мусульманских книг писали многие исламские блогеры[3] – о безудержном стремлении поверять Ислам наукой, доказывать аяты Корана сведениями из современной медицины и физики. Я всегда провожу эту грань. Можно цитировать современные исследования и размышлять на их тему, можно ссылаться на западных ученых, можно изучать естественные науки. Но не стоит писать, что Коран – истина, потому что современная наука это доказала. И не надо даже: «Коран – истина, и современная наука это доказала». Британские ученые еще десять раз все поменяют и переоткроют, а Коран по-прежнему останется истиной.

И последнее. Нас отличает вопиющее желание скопировать западные образцы без внимания к деталям и сути. Наши книги – с твердой обложкой и глянцевой бумагой, но с ужасающим профессионала подходом к тексту и текстологии. Да какая текстология, если везде опечатка на опечатке. У нас есть исламские телеканалы со стильными заставками, но все, что дальше заставки, похоже на видеовариант довлатовского «Компромисса» (в рамках этой статьи я исключительно об эстетике, страшно даже заговаривать о том, насколько соответствует идея женских исламских передач Шариату). В проповедях имамы постоянно ссылаются на пользу поста для здоровья (привет британским ученым) и войну хиджаба против канцерогенного солнца.

Мы делаем, делаем и делаем. Строим наши соломенные самолеты, вставляем научные ссылки в статьи, отправляем наших женщин в обтягивающих хиджабах на спортивные состязания, учреждаем свои новостные каналы. Но груз не прилетает с небес, и умма все не становится передовой ни в научном плане, ни в нравственном. Ведь культ карго ничего не знает, кроме атрибутики. А что надо вставать на утренний намаз, увеличивать зикр, читать больше книг, перестать бездельничать, наладить книгоиздание, спонсировать университеты и учиться – такой простой способ достичь прогресса нам как-то в голову не приходит. Проще вырезать из бамбука микрофон и перепостить очередную статью про форму эмбриона в матке и два моря, которые не смешиваются.

________________________________________

[1] Особенно занимательно продолжение истории: ученые, наблюдавшие за племенами, заметили, что те перестали добывать еду обычными способами, надеясь на прибытие груза, и постепенно вымирали. Тогда они прислали им гуманитарную помощь в виде грузов на самолетах. Разумеется, это убедило туземцев в правильности их верований: наконец они выполнили ритуал правильно и получили награду.

[2] Тут, конечно, надо сказать, что конкретно эта проблема свойственна не только арабскому миру и не только российским мусульманам, а вообще всему населению России. Но это не тема моей заметки.

[3] Звучит нелепо, но словосочетание выбрано специально – в продолжение все той же темы. Мы же хотим не отставать и копируем все, что можем: у нас теперь есть и блогеры, и модные сайты, и – вау! – телевидение.

 

Малика Умм Яхья
Источник