Молитва Мусы (мир ему)

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

Всевышний Аллах сказал:«Господи! Разверзни сердце мое,пособи мне в деле, которое Ты возложил на меня! Сними оковы с речи моей,чтобы они могли понимать мою речь».(«Таха», 25-26 аят)

Чтобы они (то есть, Фараон и его приспешники) могли понимать мою речь.

Во время пророка Мусы (мир ему) Египет, где правители провозглашали себя богами, погряз в многобожие. И тогда Всевышний Аллах отправляет к Фараону Мусу (мир ему) и его брата Харуна (мир ему), который тоже был пророком. И Муса (мир ему), который знал каким тираном является Фараон, обращается к Всевышнему Аллаху:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي

Господи! Разверзни сердце мое».

То есть, Муса (мир ему) попросил Всевышнего Аллаха озарить его сердце верой и мудростью, так как лишь сердце, озаренное верой и мудростью, в состоянии преодолеть любые тяжкие испытания. (Тафсир Ибн Сагди (рохматул-лахи аляйхи)

После этого Муса (мир ему) просит:

وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي

«Пособи мне в деле, которое Ты возложил на меня!»

То есть, облегчи для меня достижение своей цели.

Облегчение – это то, что призывающий знает, как совершать действия и ведает, что и когда говорить. (Тафсир Ибн Сагди (рохматул-лахи аляйхи)

Затем Муса (мир ему) продолжил:

وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي

Сними оковы с речи моей».

То есть, пусть моя речь будут иметь силу.

На самом беле Муса (мир ему) был вынужден просить подобным образом, так как в детстве, когда он был на попечении Асии, жены Фараона, он взыл в рот горячую головешку, вследствие чего Муса (мир ему) стал заикаться.

Что удивительно, Муса (мир ему) не стал просить Всевышнего Аллаха избавить его от заикания полностью, а лишь в той мере, чтобы окружающие понимали его речь. Слова Мусы (мир ему):

يَفْقَهُوا قَوْلِي

«…чтобы они могли понимать мою речь»,-указывают именно на это. (Тафсир Ибн Касира (рохматул-лахи аляйхи)

После этого Муса (мир ему) попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он послал с ним к Фараону своего брата Харуна (мир ему). («Таха», 29-35 аят)

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَاغْفِرْ لِي

 

Молитва Мусы (мир ему)

Всевышний Аллах сказал: «Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!».(«Аль-Касас», 16 аят)

Это вторая молитва пророка Мусы (мир ему).

Методика Корана такова, что в нем один случай повествует в нем в нескольких аятах. Суть в том, что таким образом Всевышний Аллах обращает наше внимание на важность данного события и указывает на пути выхода из тяжелого положения.

Тасир: как-то рах Муса (мир ему) заметил, как один из иудеев препирается с коптом (копт – египтянин, приверженец древней религии). Иудей стал звать на помощь, и Муса (мир ему) решив помочь ударил копта и нечаянно убил его. Поняв всю свою оплошность, Муса (мир ему) раскаялся в содеянном и обратился к Всевышнему Аллаху с этой молитвой.

Эта молитва является отражением раскаяния и подчинения Всевышнему Аллаху.

В какой степени раскаялся Муса (мир ему)? Впоследствии Муса (мир ему) всю жизнь вспоминал этот случай и до конца жизни просил за него прощение. И даже в Судный день, когда люди пришли просить его о заступничестве, Муса (мир ему) скажет им: «Сегодня Всевышний Аллах в гневе в такой степени, что не гневался так до сегодняшнего дня и не будет так гневен после. Поистине, я убил человека не праву. Что теперь будет со мной? Что теперь будет со мной? Что теперь будет со мной?» (تفسير القرطبي، 7/ 233)

Резюме: пророки являются избранными рабами Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах оберегает их от совершения грехов и пророки удостаиваются особой милости Всевышнего Создателя. Но, не смотря на это Муса (мир ему) сильно раскаялся в содеянном. А каково должно быть наше раскаяние, когда мы грешим днем и ночью, по знанию и по незнанию?!

Грех не может быть незначительным. Как бы там не было, грех остается грехом! Поэтому верующий не должен быть небрежным в вопросе совершения грехов и должен всегда страшиться наказания за содеянное.

В продолжении этого аята Всевышний Аллах сказал:

فَغَفَرَ لَهُ

«И Всевышний Аллах простил ему».

Согласно правилам арабского языка приставка «فَــ» (фа) указывает на непрерывность происходящего. То есть, как только Муса (мир ему) пожалел о содеянном и попросил прощения, Всевышний Аллах тут же внял его молитве.

Хвала Всевышнему Аллаху, прощение Которого преобладает над Его гневом!