Науки, связанные с хадисами

Науки, достигшие определенного уровня развития, нуждаются в  индивидуальном исследовании их некоторых специфических разделов. Наука хадис (высказывания Пророка) — это кладезь наук, которая требует такого рода исследований.  Поэтому, мы полагаем, будет полезно коротко описать некоторые из разделов в науке хадис, которые могут стать предметом для индивидуального исследования, несмотря на то, связаны ли они с с цепью повествования  или текстом.

Исследование обстоятельств относительно происхождения каждого хадиса.

Эта дисциплина стремится узнать причины появления хадисов, то есть,  определить почему и по поводу чего были сказаны хадисы. Насколько необходимо знать причины нисхождения Корана, чтобы понять его айаты, настолько же необходимо и важно знать причины происхождения хадисов, чтобы правильно их понять и придать им должное значение.

Другой важный аспект -это то, что данная дисциплина проливает свет на хронологию хадисов.

Причина происхождения хадиса иногда может скрываться в самом тексте хадиса. Например, как в хадисе с назанием Хадис Джибрила, где Пророку Мухаммаду задаются вопросы относительно веры, Ислама и благодеяний.

Иногда, это может скрываться не в самом тексте хадиса, а в цепи повествования. Например, в хадисе, известном как хадис о намерении, где сообщается о том, что деяния будут оцениваться по намерениям, причиной его происхождения был вопрос заданный Пророк Мухаммаду о положении одного человекa, который переехал в Мекку вслед за Умму Кайс, женщиной из Медины, чтобы жениться на ней.

Суйути (911/1505) написал на эту тему книгу «ал-Лума». А самой объемной работой на эту тему является сочинение под названием  «ал -Байан ва’т-тариф фи асбабы вуруди’л-хадиси’ш-шариф» Ибрахима бин Мухаммада ад-Димашки (1120/1708), также известного как Ибн Гамза. .{mospagebreak title=Гариб ал-хадис:}

Гариб ал-хадис:

Эта дисциплина связана с толкованием слов, встречающихся в тексте хадиса, которые редко используются и потому их трудно понять. Это является своего рода глоссарием хадисов. Она обеспечивает лучшее понимание неявного значения хадиса.

Игнорирование этой существенного раздела может стать главным недостатком ученых, которые исследуют хадисы. Поэтому, Исламские ученые придавали большое значение изучению необыкновенных слов в хадисах.

Когда Ахмада бин Ханбала спросили одно необыкновенное слово, он ответил: «Пойдите и спросите ученых гариб ал-хадиса. Я не люблю объяснять хадисы Пророка основываясь на предположениях и ошибaться.» Таким образом, он указал, что объяснение необыкновенных слов требует знаний.

Также, слова Абу ‘Убайд ал-Касим ибн Саллам (224/839), автора сочинения Гариб ал-хадис: «Я писал эту книгу 40 лет. Это — работа моей жизни,» подчеркивают значение, которое он придавал этому вопросу.

Первым из сочинений в этой области -хоть и небольшое и краткое- былa работа Абу Убайда Мамар ибн ал-Мусанна (210/825). Позже, Абу ‘Убайд ал-Касим ибн Саллам (224/839) написал известный «Гариб хадис», за ним последовал Ибн Кутaйбa (276/889). Позже, аз-Замахшари (538/1143) написал «ал-Фа’ик фи гариб ал-хадис». А Ибнул Асир (606/1209) написал известный «ан-Нихайа фи гариб ал-хадис». {mospagebreak title=’Илал ал-хадис:}

‘Илал ал-хадис:

Эта дисциплина изучает скрытые недостатки, способные повредить достоверности хадиса, который на первый взгляд кажется достоверным, и эти недостатки могут быть замечены только специалистами данной темы. Этот скрытый недостаток может находиться в тексте хадиса, в цепи его повествования или же в обоих случаях одновременно.

Абдуррахмана бин ал-Махди спросили: «Вы утверждаете что один хадис достоверен, но вы отрицаете существование другого хадиса. Основываясь на кого или на что вы делаете такого рода утверждения?» Он ответил:

«Скажи мне, если ты понесешь свои серебряные монеты к ювелиру, а он скажет что эта монета чистое серебро, а другая фальшивая, станешь ты у него спрашивать откуда он это знает, или поверишь тому, что он сказал? Это — результат длинной работы, навыка, искусства и специализации.»

Али бин ал-Мадини (234/848), Ахмад бин Ханбал (241/855), Дарекутни (375/985), Хаким ан-Найсабури (405/1014)и Ибн ал-Джазви (597/1200) написали работы в этой области.{mospagebreak title=Мухталиф ал-хадис:}

Мухталиф ал-хадис:

Эта дисциплина изучает противоречия в смыслах, существующих между хадисами. Некоторые из противоречий можно согласовать, но некоторые невoзможно. Согласование таких противоречий — предмет данной дисциплины. И противоречия между хадиса и другими доказательствами могут быть согласованы в пределах этой дисциплины.

Особо подчеркивается, что эту дисциплину, которая считается самой запутанной из исследований хадисов, полагается знать каждому исламскому ученому.

Такие ученые, как Имам Шафии (204/819), Ибн Кутайба (276/889), Ибн Хузайма (311/923), Тахави (321/933) Ибн Фурак (406/1015) написали работы в этой области. Также следует указать, данная тема была изучена Исмаил Лютфи Чаканом в его докторской диссертации и опубликована под названием «Противоречия в хадисах и пути их решения» (Мухталиф  ал-хадис). Наряду с этим, на турецкий язык была переведено исследование Ибн Кутайба и опубликовано под названием «хадис мудафаa» (защита хадиса). {mospagebreak title=Насих и мансух:}

Насих и мансух:

Это- раздел науки, изучающий противоречивые хадисы, в которых невозможно отличить разницу. Фактически, она является одной из путей решения в исследовании мухталиф ал-хадис. Но, ввиду особой важности, она изучается как отдельная дисциплина.

Информация по этой теме содержится во многих отдельных книгах, а также почти во всех книгах о методах в хадисе. Известна работа ал-Хазими (584/1188) «аль-И‘тибар фи байанан насих ва-ль-мансух мин аль-аср». {mospagebreak title=Шарх ал-хадис:}

Шарх ал-хадис:

Эта дисциплина старается объяснять, насколько это возможно в пределах правил арабского языка и исламских канонов, что именно Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) имел ввиду, говоря определенный хадис. Шарх аль-хадис в в силу своих толкований старается определить нормы, которые могут быть извлечены из текста хадиса, и, является разделом науки дирайат ал-хадис, основанной на понимании и осознании хадисов (фикх ал-хадис). Работы ученых по исследованию комментариев над книгами о хадисах заняли достойное место в нашей исторической культуре. Как известно фикх аль-хадис наиболее подробным образом разработан в шарх аль-хадис. {mospagebreak title=аль-Джарх ва ат-тадил:}

аль-Джарх ва ат-тадил:

Данная дисциплина, в определенных рамках, рассматривает недостатки и достоинства передатчиков хадисов. Точнее, выявляет степень достоверности и надежности пересказчиков.

аль-Джарх ва ат-тадил является наиболее развитым среди исследований науки хадис. Начиная с последователей Пророка, множество ученых хадиса, во все времена, критиковали и оценивали хадисы на основании аль-джарх ва ат-тадил.

В рамках, свойственной данной научной дисцилины, имеются книги аль-джарх ва ат-тадил, в которых перессказчики разбитые на несколько определенных групп, рассматриваются в рамках группы, к которой они относятся. Наряду с этим, имеют место и книги, рассматривающие рассказчиков индивидуально, не подвергая их классификации. {mospagebreak title=Рави хадисов:}

Рави хадисов:

Раздел науки под названием рави хадисов рассматривает передатчиков хадиса в рамках повествования ими хадиса. Это, в определенной мере — история рассказчиков. Она включает биографии, категории и другие особенности рассказчиков. «Истории» Бухари,  «Табакат» Ибн Саида и другие произведения о биографиях сахабов являются образцами научных исследований в  рави хадисов.

Исмаил Л. Чакан, «Хадис в основных чертах.»