О правах животных в Исламе

Существует много хадисов о словах и действиях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведём некоторые из них.

«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».

Ведь  каждое  создание  Аллаха имеет  право  на  справедливое, гуманное  и  милостивое  отношение.

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«لعن الله من مثل بالحيوان»

«Всевышний проклинает того, кто уродует (четвертует)  животных».

Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».

Из приведённых преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойства или не угрожают ему.

Использование животных человеком

Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в их использовании. Ниже приведём некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующие сферу использования человеком животных.

Абузар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».

Джафар ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе, владелец не должен без дела засиживаться в седле, перегружать животное сверх его грузоподъёмности и вынуждать к долгим путешествиям».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везёт поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».

Одно из указаний сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости давать отдых уставшим животным, раз в несколько часов рассёдлывать их и пускать пастись».

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).

Али (да будет доволен им Аллах) изрёк: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по  морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».

Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин (да будет доволен им Аллах) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру (да будет доволен им Аллах), говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрёт, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».

Однажды  Пророк  проходил  мимо  человека, который, точил  нож  поставив  ногу  на  бок  животному  и  животное  видело  это. Тогда  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Ты хочешь  что  оно (животное) умерло  два  раза? Разве  нельзя  было  поточить  нож  до  закалывания?!» (Табарани в книге «аль-Кабир»).

Даже  показывать  нож  жертвенному  животному  порицается  в  Исламе, дабы  не  испугать  животное  и  не  мучить  ее.

Одно из указаний повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов — закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью». (в  книге  «ианат  ат-Талибин) Даже  разлучать  детеныша  который  сосет  вымя  матери  запрещается  по  мнению  некоторых  ученных.

Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха.