Обычаи с точки зрения ханафитского фикха

У Канонов ислама – шариата есть источники исламского права. Это основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы). К основным источникам исламского права можно отнести: Коран, сунну, иджму, кияс. К дополнительным источникам относятся «истихсан», «масляха мурсаля», «урф», «истисхаб» и «саддуз-зараиг». «Урф» — или обычаи и традиции народа в ханафистком фикхе тоже являются определённым источником.

Если обращаться к истории, то с приходом шариата были отменены некоторые традиции и обычаи, те, которые содержали пагубные вещи. Ислам пришел с новыми традициями и обычаями, которые содержали в себе благо.Традиции и обычаи, которые шариат не отменил, и которые никак не противоречат правилам шариата, и ничто не указывает на их порицаемость то, они принимаются и по сей день во внимание в фикхе.

Под понятием «Урфа» с точки зрения ханафитских ученых подразумевается то, что люди совершают согласно установившимся традициям и то, что не осуждается разумными людьми. У татар данное понятие произносится как «Гореф-Гадат».

Доказательствами использования «Урф» — обычаев служат два фактора: аяты Священного Корана «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питанием и одеждой мать на разумных (принятых у арабов) условиях» (2-233) и «А кто беден, пусть ест по справедливости (как принято)» (4-6); и довод из сунны пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, что Ислам сохранил некоторые традиции арабов после его распространения.

Условия для признания обычаев аргументами

Обычаи должны быть признаны всеми или большинством; они не должны противоречить священным текстам и хукмам в священном писании – «Нас».

Абу Юсуф считал, что если «Нас» основан на «Урфе», то с изменением «Урфа» меняется и хукм шариата – правовое решение. Абу Ханифа и Мухаммад Шайбани напротив считали что противоречие «Нас» и «Урф» в любом случае делает обычаи незаконными.

С течением времени «Урф» может изменяться. Если хукм шариата основан на «Урф», то такой хукм так же изменяется.

Как сказано выше, в ситуации когда хукм основан на «Нас», который в свою очередь основан на «Урфе», — есть разногласие между учеными мазхаба: Абу Ханифа и Мухаммад Шайбани считали что хукм не изменяется, а Абу Юсуф считал иначе.

Подразделения обычаев «Урфа»

Во время составления хукма, учитываются следующие разделения «Урфа»:

Урфи-фасыд — обычаи, противоречащие Корану и Сунне пророка

Урфи-сахих — обычаи, не противоречащие религии и разуму

Урфи-ам — обычаи всех людей, проживающих в одной стране

Урфи-хас — обычай, распространенный в определенной области, в отдельной части страны, среди отдельных групп людей.

Урфу-кавли — обычай определенной группы людей использовать слово или фразу в значении, отличающемся от их лексического значения.

Урфу-агмали — обычай совершать поступки, действия определенным образом

Как мы видим, для того, чтобы «Урф» был принят, он проходит определнные процедуры среди ученых.

Тимур Шарафиев