Первые мусульманские печатные издания Корана. 2 часть

В 1820-е гг. текст казанского издания Корана, получивший название у мусульман как «Казан басма», получил широкое признание. Он стал популярным среди мусульман средней Азии, Турции, Ближнего Востока. Не случайно, именно этот вариант текста стал рассматриваться в качестве классического и получил высокую оценку европейских ориенталистов. Кроме того, издание Корана в Казани, на исконно мусульманской территории, было воспринято как первое мусульманское издание.

Уже в первые годы (1802-1806 гг.) удалось издать 3500 экземпляров полного текста Корана в двухтомном варианте. Когда в 1812 г. граф Павел Александрович Строганов попросил купить для него экземпляр, сообщалось, что в наличии имелся только второй том «на белой бумаге в тетрадь на 53 листах неразрезанных» стоимостью в 5 руб. Вероятно, набор осуществлялся не всегда с учетом многотомности издания, иначе второй том отдельно от первого не мог остаться.

В дальнейшем типография значительно увеличила свои тиражи. Академия наук требовала, чтобы все издания посылались в ее фонды еще и потому, что типография с «азиатскими шрифтами» в Казань была перевезена именно из Академии наук. В 1820 г. констатировали, что все первые издания, предпринятые Бурашевым, были получены в Петербурге, кроме «ныне столь редкого, достопримечательного исторического» “Фаузин наджәт” “и издания Алкорана 1803 года”.

Однако, в 1825 году, в связи с приездом нового попечителя М.Л. Магницкого им был поставлен вопрос о необходимости сохранения Азиатской типографии при Казанской гимназии: «типография не служит к пользе истинного просвещения, в таком виде она только служить может к одному распространению книг магометанской веры».

Но, как закрыть Казанский университет, так и уничтожить Азиатскую типографию Магницкому не удалось, прежде всего, из-за дохода, который она исправно приносила. Выход Корана в типографии при Казанской гимназии продолжался и после ее окончательного слияния с университетской типографией в 1829 году. Так, в 1833 г. здесь было издано 6000 экземпляров Корана, а в 1843-1852 гг. – уже 23 600 экземпляров.

Кроме этого, стали издавать Коран и частные типографии. В 1845 году известный ученый М. Казем-бек, предлагал сохранить печатание Корана только в университетской типографии: «по причине дурного надзора и недостатка хороших корректоров в частных типографиях вошли довольно значительные погрешности, которые в глазах мусульман ослабляют достоинства этой священной книги».

Появление в частных типографиях шрифтов также произошло благодаря деятельности университета, который продавал отливаемые им шрифты в разные учреждения.

В итоге в Казани было опубликовано до 150 тысяч экземпляров самой главной мусульманской книги, которые получили широкое хождение и неоднократно воспроизводились на Востоке: сначала в Турции, а затем в Египте и в Индии. В конечном счете, именно Казанские Кораны привели к окончательному закреплению единообразия текста Корана.

Казанские издания Корана вытеснили существовавшие до этого малочисленные европейские издания и способствовали не только распространению текстов Корана, но и утвердили единую традицию издания Корана.

Мусульманский мир признал Казанский Коран в качестве первого мусульманского издания. Большая часть опубликованных в мусульманском мире Коранов стала воспроизводиться на основе казанского набора.

Сейчас Казанский Коран 1803 г. — огромная редкость. В России сохранился лишь один экземпляр — в библиотеке Казанского университета.

В июне 2005 года по инициативе мэра г. Казани Исхакова К.Ш. и при его активной поддержке Казанский Коран 1803 года вновь вышел в свет в виде факсимильного переиздания. Его презентация была приурочена ко дню открытия исторической мечети «Кул Шариф», ставшей, как и Казанский Коран, связующей нитью с историческим прошлым татарского народа.

В подготовке текста Корана к репринтному переизданию неоценимую научно-методическую помощь оказал Международный исследовательский центр по истории, культуре и искусству ислама (ИРСИКА) при Организации Исламская Конференция. Активную и действенную помощь в реализации этой благой идеи оказал Генеральный секретарь Организации Исламская конференция господин Экмеледдин Ихсаноглу.