Пророк ﷺ в месяц Рамадан

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был великим человеком, значимость которого трудно переоценить не только для мусульман, но и для остального человечества. Под его руководством люди узнавали о правильном поклонении Богу и освобождались от поклонения идолам.

В одну из ночей месяца Рамадан произошло великое событие – ангел Джабраиль зачитал Мухаммаду ﷺ  первые аяты из Корана, было это в пещере Хира возле Мекки (так передал Ибн Аббас).

После этого события Пророк ﷺ  научил нас, как нужно проводить месяц Рамадан. Это должны быть дни поста и ночи молитв. Достоинство дней Рамадана – в терпеливом перенесении поста, а ночей – в благодарности Богу, склоняя перед Ним головы в земном поклоне.

Неожиданное превращение

То, как разрозненные племена арабов вдруг объединились под руководством Пророка Мухаммада ﷺ  и превратились в благочестивых, дисциплинированных, богобоязненных сподвижников, которые выстаивали молитвы пять раз в день и стремились снискать руководство Бога, было настоящим чудом.

В их сердцах появились страх перед Богом и любовь к окружающим. Пример Пророка Мухаммада ﷺ  восхищал и вдохновлял сподвижников на новые свершения, и каждый из них страстно желал быть его ближайшим учеником…

Для них он был настоящим и самым желанным предводителем. Вся его жизнь проходила перед ними и была доступной для них, как раскрытая книга. Они видели, что слова Пророка ﷺ  не расходятся с его делами, а наедине с самим собой он был таким же, каким был перед взглядами окружающих. И это помогало доверять ему еще больше.

Создавая превосходство духа

Пророк ﷺ  своими делами показывал сподвижникам, что ближняя жизнь не важнее будущей, а тело – не важнее духа. Соблюдая пост, Пророк ﷺ помогал людям сделать шаги для избавления от физических потребностей тела и обретения превосходства духа.

Отказ от еды, питья и половой близости был ступенью к следующему важному шагу: победе над алчностью и жадностью, над гневом и распущенностью, к освобождению своих мыслей от следования за страстью и позывами прихоти. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Сильный человек – не тот, кто может победить того или иного. Сильный человек – это тот, кто может обладать собой во время гнева» (Сахих Бухари).

Также говоря о пользе поста и его влиянии на поведение, Пророк ﷺ сказал:

«Когда кто-то из вас постится, пусть не позволяет себе поступать непристойно или повышать свой голос. Если же другой человек оскорбит его или попытается задеть его, то пусть скажет: «Я пощусь!»» (Сахих Бухари).

Суть поста – это, как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, научить себя чувствовать то, что чувствуют нуждающиеся люди, оставшиеся без еды и средств к существованию. Поэтому Пророк ﷺ учил щедрости и сам был щедрым, а в Рамадан он был максимально добрым и щедрым к людям (Сахих Бухари).

Пророк ﷺ призывал кормить голодающих и угощать постящихся. Он говорил:

«Облегчайте, а не затрудняйте, помогайте людям совершать правильное, но не уводите их в заблуждения» (Сахих Бухари).

Сердце того, кто искренне постится, открыто для созерцания великолепия бесчисленных милостей Бога. Вот почему Пророк ﷺ призывал своих последователей не допускать обжорства во время еды:

«Еды одного человека достаточно для двоих, а еды двоих достаточно для троих…» (Сахих Бухари).

Проявление мягкости в трудностях

Всевышний Господь проявил к людям великую милость, направив последнего посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Пророк ﷺ говорил:

«Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и тогда проявит к вам милосердие тот, кто на небесах» (Тирмизи).

«Верующий не ляжет спать сытым, если рядом с ним есть сосед, испытывающий голод» (Байхаки).

Поэтому неудивительно, что сподвижники любили Пророка ﷺ как величайшего человека, он был мягким и добрым к ним, но его милосердие относилось не только к людям, но и к другим творениям в окружающем мире.

Ни одного лидера в истории человечества последователи не окружали таким почётом и уважением, как было с Пророком Мухаммадом ﷺ . Он ﷺ никогда не приказывал нагружать на людей сверх того, что они могли вынести.

Сказанное хорошо проявляется в вопросе поста. Пророк ﷺ побуждал верующих принимать предрассветную пищу (сухур), прежде чем начинать пост, а когда наступал вечер, то он ﷺ говорил постящимся как можно скорее приступать к еде. Он ﷺ не хотел, чтобы люди переносили тяжести сверх обязательного.

Облегчение предписывалось и для путников во время Рамадана. Они могли выбирать по своему усмотрению – разговляться или продолжать пост.

Следует отметить, что Пророк ﷺ не установил никакого минимума расстояния для того, чтобы считаться путником. Поэтому некоторые сподвижники начинали разговляться, будучи путниками, как только покидали строения города. Таким был и пример самого Пророка ﷺ.

В особо жаркие дни постящиеся обливались холодной водой, потому что видели, как Пророк ﷺ поступал так же.

В Рамадан Пророк ﷺ  не менял своего отношения к женам, он лишь воздерживался от интимной близости в светлое время суток.

Стремление к легкости проявилось и в совершение таравих-намазов (дополнительных молитв ночью в Рамадане) – сперва Пророк ﷺ совершал их совместно с другими людьми, но очень быстро отказался от этого, потому что опасался, что эта молитва может сделаться обязательной для всех, и тогда не все люди смогут соблюдать её. В итоге, таравих-намазы стало разрешено совершать и в одиночку, хотя совершать их коллективно в мечети – лучше.

Уединение в мечети – обновление духа

Одна из больших задач для мусульманина в Рамадане – это застать ночь Могущества (Лейлят аль-Кадр). Она может быть любой из последних десяти ночей. Чтобы застать её, Пророк Мухаммад ﷺ  ежегодно совершал итикаф – уединение в мечети, позволяющее посвятить всё свое время усиленному поклонению Богу и молитвам.

В наше время, когда люди живут в рутине однообразных событий и мимолетных наслаждений, человек нуждается в том, чтобы периодически вспоминать о самых главных вещах в нашей жизни – для чего мы живем, к чему стремимся, какова цель жизни. Для этого же предназначено и уединение в мечети на десять дней. Всё это очень важно для духовного возрождения и восстановления связи с Творцом.

Таким образом, любимый Пророк ﷺ  учил нас, как использовать Рамадан для воспитания наших душ, совладания с нашими страстями, отказа от следования прихоти и для укрепления терпеливости в моменты трудностей.

Пророк ﷺ научил, что в течение Рамадана особенно важно поддерживать нуждающихся людей, наших менее успешных братьев по вере.

Но прежде всего Рамадан – это месяц созерцания милости и щедрости Всемогущего Бога, возвращения к Нему с покаянием, искренне надеясь на Его прощение.

Источник