Разговор между имамом Абу Ханифой и неверующими

Как то раз к имаму Абу Ханифе пришла группа неверующих. Они спросили: «Когда появился Аллах?»
Имам Абу Ханифа ответил: «Аллах существовал еще до того, как появилось время. Всевышний существовал изначально, а по сему, существованию Аллаха не свойственно начало».
– Объясни нам суть сказанного.
– Хорошо. Какое число предшествует числу «четыре»?
– Три.
– Какое число предшествует числу «три»?
– Два.
– Какое число предшествует числу «два»?
– Единица.
– А что предшествует единице?
– Ничто.
– Если нет числа, которое предшествовало бы единице, что можно сказать о Единственном Создателе? Ведь Он тот, кто существовал вне нашего представления…
Неверующие оторопели.
Опомнившись, они продолжили задавать свои каверзные вопросы: «Хорошо. А скажи нам, в какой стороне находится Аллах?»
– Если вы принесете фонарь в темную комнату, в какую сторону будет направлен его свет?
– Во все стороны!
– Если свет обычного фонаря распространяется повсюду, то что можно сказать о свете небес и земли?!
То есть: нельзя сказать, что Всевышний находится справа или слева, спереди или снизу. Невозможно ограничить сущность Всевышнего определенным местом…
Неверующие растерялись и через некоторое время продолжили распросы: «Тогда объясни нам сущность своего Господа. Какой Он? Твердый как железо или же жидкий как вода? Может быть Он газообразен, то есть подобен пару или дыму?»
– Доводилось ли вам находиться рядом с человеком, в его предсмертый час?
– Да, доводилось.
– Вам удавалось поговорить с ним уже после его смерти?
– Конечно, нет!
– Значит вы могли общаться с ним только до его смерти?
– Да!
– Свидетелями чего вы были находясь рядом с ним?
– Мы были свидетелями его смерти.
– То есть свидетелями того, как душа покинула его тело?
– Да.
– Тогда опишите мне его душу. Какой она была? Твердой как железо или же жидкой как вода? Может быть душа походила на пар или дым?
– Ну, этого мы не можем сказать…
– Если вы не в состоянии объяснить мне сущность души, то есть творения, то как вы можете требовать от меня объяснить сущность Творца…
Этот разговор между имамом Абу Ханифой и неверующими является пояснением к пониманию Сущности Всевышнего.

Мусульмане понимают Сущность Всевышнего на основе Корана и Сунны. Если в Коране сказано, что Аллах – Один, то мы воспринимаем Его как единственного в своем роде, не имеющего подобного Себе. Если в Коране сказано, что Аллах – всемогущ, то мы воспринимаем Создателя как обладателя беспредельной воли и могущества, для которого не существует ничего невозможного во всей Вселенной.
Мусульманин должен знать меру беспо-лезного, бессмысленного и бесконечного… Таким бессмысленным и бесконечным поиском можно назвать вопросы, на которые бесполезно искать ответы или же, ответы на которые давно существуют как Божественная истина.
Люди ломают голову над риторическим вопросом: что появилось первым – яйцо или курица?! Кто-то пишет трактаты, которые посвящены философским размышлениям о сути и смысле бытия! Однако Священная Книга, ниспосланная Всевышним, лаконично и доступно для человека освещает все насущные вопросы и ответы на них.

Источник