Риба (ростовщичество)

Ростовщичество является одним из самых распространённых грехов последних времён. И по этой причине в нашем обществе непросвещённый человек может прийти к выводу, что это и вовсе дозволенное действие.

Риба – мусульманское понятие, буквально означающее в переводе с араб. «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка – сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на её получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех.

Виды риба

Две основные категории:

  • Одалживание финансов под проценты, при чём общая сумма долга увеличивается, если срок его выплаты откладывается (так называемый «счётчик»). Такая форма носит название «риба ан-насиа».
  • Бартер с денежной надбавкой. Обмен происходит одинаковыми товарами, но разного качества. Эта форма называется «риба аль-фадль».

Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Господь проклял поедающего проценты, берущего под проценты, свидетеля данного процесса и писаря» (Ахмад).

Причины греховности риба

Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей.

К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.

По поверьям, местность, где процветает риба, обречена на неплодородие и уход благодати. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что у человека, совершившего такой грех, в утробе рождаются скорпионы и змеи.

Аллах наложил на приветствующих риба особую кару: в день Суда они будут воскрешены как маджнуны, т.е. сумасшедшие. И по этому признаку другие смогут узнать грешников.

В сборниках хадисов много изречений о вреде риба и каре, которая ждёт нарушивших запрет Аллаха. Приведённые здесь – одни из самых мягких.

Причиной запретности данного соглашения выступают вес и объём: когда производится обмен товарами одного вида, но разного веса и объёма, это и есть ростовщичество. Например, пшеница измеряется в килограммах, а масло – в литрах, то есть в разных единицах. И человек, продавший один килограмм пшеницы за два килограмма или один литр масла – за два литра, впадает в грех риба – так как, хотя товары одного вида, они разного веса или объёма.  Также обязательна моментальность совершения сделки, без какой-либо отсрочки.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано:

«Не продавайте одну меру (сах) за две, две меры – за три» («Дару Кутни»).

Это общее решение, связанное с мерой веса и объёмом пищевых товаров, действительно и в отношении золота и серебра.  Если кто-либо окажется в вышеприведённой ситуации, то ему запрещается производить сделку в отношении товаров разного веса и объёма. Также запрещается заключать её с отсрочкой.  В случае если отсутствуют причины запрета на данную сделку, то есть совершается обмен товара разного вида, но одного веса и объёма (например, килограмм пшеницы обменивается на литр масла), то такая сделка действительна.  Если же вы обменяли пшеницу на другую пшеницу, одинакового веса, то сделка также действительна, если не была оговорена отсрочка, так как в данном соглашении обязательна моментальность.

Совершая сделку, произведённую с товарами, вес и объём которых не измеряется, нет опасности впасть в грех риба. Например, вы меняете квартиру на дом или машину – такая сделка действительна, так как отсутствуют признаки риба, то есть у товара отсутствуют категории веса и объёма.  Если товары, готовые к обмену, одинаковы в весе, но разных видов (например, золото и серебро), то в этом случае дозволяется продавать их по разным весовым и объёмным мерам, но запрещается отсрочивать выплату.  Сделка в отношении товаров одного вида, но разного качества не влечёт опасности впадания в риба. То есть, продав сто грамм серебра плохого качества за сто хорошего, человек не рискует впасть в грех ростовщичества, так как они одного вида и веса. Эти условия необходимо соблюдать в отношении всех товаров, вес и объём которых измеряются, чтобы не впасть в этот страшный грех. А всё то, в отношении чего нет ясных указаний, определяется в общепринятом порядке.

Запрещается продавать пшеницу за муку, за кашу из неё и за отруби. Можно продавать свежие финики за свежие, а также за сушёные – при условии, что вес у них будет одинаковым.  Дозволяется продавать мясо за живое животное. Так как в данном случае сделка происходит в отношении мяса, ценность которого определяется весом, и животного, ценность которого определяется количеством, и эта сделка таким образом выходит из категории товаров риба. Дозволяется продавать сшитую готовую одежду за хлопок. Но нельзя продавать оливковое масло за оливки и кунжут – за кунжутное масло. Но можно – если оливки, данные взамен масла, будут равны его количеству при их выжимании; такое же решение и в отношении кунжута.