Семь мест, где Пророк ﷺ запретил совершать намаз

В отличие от предыдущих общин, для уммы Пророка Мухаммада  вся Земля была сделана местом, где можно совершать намаз. Однако, как и во всех правилах, здесь есть исключения. Имеются места и помещения, где Пророк  запретил совершать намаз.

Об этих местах сказано в хадисе, переданном от ʻАбдуллаха ибн ʻУмара (да будет доволен ими обоими Аллах). Ибн ʻУмар сказал:

نَهَى رَسُولُ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَنْ يُصَلَّى فِي سَبْعِ مَوَاطِنَ: فِي الْمَزْبَلَةِ، وَالْمَجْزَرَةِ، وَالْمَقْبَرَةِ، وَقَارِعَةِ الطَّرِيقِ، وَالْحَمَّامِ، وَمَعَاطِنِ الْإِبِلِ، وَفَوْقَ الْكَعْبَةِ

«Посланник Аллаха  запретил совершать намаз в семи местах: на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы». (Ибн Маджа, 746)

Некоторые учёные придерживаются мнения, что этот запрет установлен шариатом без объяснения причин. Однако другие сказали, что мудрость запрета на совершение намаза в этих местах заключается в том, что эти места чаще всего бывают нечистыми (наджас), кроме крыши Каабы.

Аль-Маъварди сказал: «Запрет на совершение намаза в этих местах является установлением шариата, без объяснения причин (таʻаббуд), согласно сильному мнению (сахих) в мазхабе, и с этим мнением согласились большинство учёных (джумхур)». («Аль-Инсаф»)

Как сказано выше, некоторые учёные объяснили причины запрета на совершение намаза в этих семи местах. Здесь мы приведём некоторые из них:

1. Скотобойня;

Аль-Мубаракфури в своём комментарии (шархе) к сборнику хадисов «Сунан Ат-Тирмизи» пишет об этом следующее: «Скотобойня – это место, где забивают верблюдов, крупнорогатый скот и овец. На этом месте запрещено совершать намаз по причине присутствия таких нечистот, как кровь и помёт».

2. Посреди дороги;

Аль-Мубаракфури также пишет об этом: «Здесь имеется в виду сама дорога. Совершать намаз на ней нежелательно из-за того, что человек, совершающий намаз посреди дороги, будет отвлекаться на прохожих, а сам человек, совершающий намаз посреди дороги, будет мешать прохожим».

3. На крыше Каабы;

Аль-Мубаракфури об этом сказал: «Если перед человеком, совершающим намаз на крыше Каабы, не будет установлен сутрат[1], его намаз не считается действительным, ибо в таком случае он будет молиться на Каабе, а не в сторону Каабы».

4. Кладбище;

Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» пишет об этом следующее: «Когда кладбища раскапывают, на поверхность извлекается земля, смешанная с гноем, кровью и останками погребённых на этом кладбище людей». Если же достоверно известно, что кладбище не раскапывали, то нет запрета на совершение намаза в нём.

5. Водопой верблюдов;

Об этом также пишет Ибн Кудама: «Сидящий верблюд подобен стене, и, возможно, кто-то укрывался за ним и мочился в этом месте».

6. Мусорная куча (свалка);

Причиной запрета на намаз здесь также является предположение о присутствии наджасы. В книге «Бадаиʻ ас-санаиʻ» об этом пишется следующее: «Причиной же запрета совершения намаза на мусорной свалке и бойне является то, что в обоих этих местах часто бывают нечистоты (наджаса)».

7. Баня.

Причиной запрета на совершение намаза в бане является то, что баня есть место сборища шайтанов. Имам Ан-Навави в своей книге «Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее: «Более аргументированным является мнение, что причина запрета в том, что это место является сборищем шайтанов. Поэтому нежелательно (караха танзих) совершать там намаз, но этот намаз будет действительным».

Этот запрет не всегда подразумевает, что совершать намаз в этих местах харам. В некоторых местах (крыша Каабы, дорога, баня) это лишь нежелательно (караха).

Что касается тех мест, где велик риск присутствия наджасы (бойня, мусорная свалка, водопой верблюдов, кладбище) – если есть уверенность, что в том месте, где человек делает намаз, нет наджасы, то нет и запрета

[1] Сутрат – это ограничение места, где совершается намаз. То есть человеку, желающему совершить намаз, рекомендуется встать за стену, столб или выставить перед собой трость или что-нибудь подобное ей высотой более тридцати пяти сантиметров, и расстояние между его ногами и сутратом не должно превышать полутора метров. Если такой вещи в наличии нет, следует расстелить коврик или провести горизонтальную или вертикальную линию на земле на расстоянии не более полутора метров от себя, как было сказано выше. Если человек соблюдает все условия сутрата, то есть вышеупомянутый порядок при его установлении и расстояние, то ему желательно остановить того, кто проходит перед ним, так как тому запрещается проходить между ним и его сутратом, если даже этот сутрат исчез после того, как он приступил к намазу. Но следует знать, что если молящийся встанет у прохода, то ему нельзя удерживать проходящих перед ним людей, и им тоже не запрещается проходить перед ним.

Источник