Щедрость и жадность

Жадность, скупость, алчность – явные болезни души, которые получили сильное распространение в наше время – век материализма и низкой духовности. Стало много богатых и мало щедрых. И всё потому, что люди связывают своё счастье с высоким материальным положением, что является подменой ценностей.

Вся жизнь посвящается зарабатыванию и накоплению имущества, что в итоге не приносит истинного счастья, и поэтому многие впадают в депрессию. Ради материального развязываются жесточайшие войны и происходят притеснения по всему миру, не говоря уже об остальных грехах, совершенных по причине алчности и жадности. Обладая несметным богатством, люди покупают десятки дорогих машин, большие дома, копят деньги в подвалах и на депозитах, которые простаивают без использования в то время, как другие умирают от голода и холода. Максимум, с кем могут поделиться миллионеры, – это близкие родственники, но ни в коем случае – чужие люди. Безусловно, болезнь эта заразительна. Поэтому стоит держаться подальше от таких людей.

Чем грозит жадность?

Многочисленные хадисы и аяты говорят нам о том, как Всевышний не любит скупых, говоря о них как об обитателях Ада. Приведем лишь некоторые из них:

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (смысл 92 аята суры «Али Имран»).

«Аллах уничтожает лихву (риба) и приумножает пожертвования (садака). Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (смысл 276 аята суры «Аль-Бакара»).

Пророк Мухаммад говорил: «Щедрый близок к Аллаху , близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далёк от Всевышнего, далек от людей, далёк от Рая и близок к Аду. Невежественный, неграмотный, но щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему, но скупой» (имам ат-Тирмизи).

Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник сказал: «Щедрость – это дерево из Рая, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдёт в Ад» (Байхаки. «Шуабуль Иман»).

«Рай – это дом щедрых. Клянусь Тем, в чей власти моя жизнь, не войдёт в Рай скупой, непослушный ребёнок и упрекающий за то, что дал » («Джамиуль-ахадис», №11479).

Пророк также предостерегал о последствиях скупости в этом мире: «Бойтесь притеснения, поистине, оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине, скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (хадис от Джабира передал имам Муслим, №6668).

Как гласит арабская пословица: «Если ты попал в лодку жадности, спутницей твоей будет бедность». И это справедливо.

Как стать щедрым?

Что можно назвать щедростью? Это когда ты можешь что-то потратить, не щадя своих сил, времени, не жалея об этом в будущем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя. Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод.

В первую очередь необходимо вспомнить все имена Всевышнего и осознать, насколько он Щедрый и Богатый, Заботливый и Милостивый; посмотреть на природу, насколько щедро Он одарил нас ею, брать с Него пример и полностью положиться на Него. «… Дарует Аллах удел, не считая, кому пожелает» (смысл 212 аята суры «Аль-Бакара»); «Нет на земле ни единого существа живого, коего не обеспечил бы Господь пропитанием…» (смысл 6 аята суры «Худ»).

Не забывать, что владелец всего на Земле – Всевышний, а не люди. Поэтому, делясь с другими чем-то, мы даем не своё имущество, а имущество Всевышнего, которое Он дал нам во временное пользование. В одном из хадисов сказано: «Поистине, вам даются поддержка и пропитание благодаря тому, что среди вас есть слабые (не имеющие родственников, материального достатка или здоровья) люди» (имам Ахмад).

Далее нужно знать, что сначала необходимо позаботиться о своём положении, дабы не оказаться просящим у других. После чего побеспокоиться о родственниках, и только потом о друзьях и знакомых. «Рабы Милостивого те, кто не расточительствует (дабы не оказаться просящим) и не скупится, а тратит умеренно» (смысл 67 аята суры «Аль-Фуркан»). В одном из хадисов сказано: «Воистину, ключи к мирским уделам находятся рядом с Аршем, и Всевышний посылает их Своим рабам по мере их расходов. Насколько ты щедр для своей семьи, настолько Аллах посылает тебе ключи от мирского удела».

Также важно помнить, что богатство есть материальное и есть духовное. Порой намного важнее поделиться нематериальным: улыбка, объятия, доброта, внимание, прощение, честность в отношениях с другими, похвала в нужное время, слова утешений и наставлений, когда в них нуждаются, помощь в создании семьи, помощь в трудоустройстве, обучение чему-либо, да и просто готовность провести время с другим человеком – все это виды щедрости, для которых не требуется материальное богатство. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «У кого есть имущество, пусть даёт милостыню (саадака) с имущества. Если нет его, пусть даёт знания. Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой». Абдуллах ибн Мубарак говорил: «Щедрость души, выражающаяся в отказе от чужого имущества, ценнее, чем щедрость, выражающаяся в пожертвованиях собственного имущества».

Помочь очистить сердце от пороков поможет суфизм. Насколько он облагораживает сердца людей, можно увидеть в одной показательной истории.

Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Учёные лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах». Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемов в медресе и велел сказать учёным: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас. Так кто же он?» Один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он обманул, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший. Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», – и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся. Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали учёные. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!» Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю. Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец, так и не сумев определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся. Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоположно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.

 Источник