Сколько всего было сподвижников у Пророка Мухаммада (ﷺ)?

Сподвижниками считаются все, кто видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и уверовал во все, с чем он пришел от Господа. Некоторые еще добавляют условие смерти в религии Аллаха. Например, Ибн Хаджар аль-Аскалани (да помилует его Аллах) писал: «Сподвижники – это те, которые застали Посланника, уверовали и умерли в религии Аллаха».

Это условие было добавлено по той причине, что были среди современников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) такие, которые уверовали в него, однако спустя некоторое время вышли из лона Ислама и умерли, будучи неверующими.

Заслуги сподвижников

Сами по себе сподвижники не были безгрешными и защищенными от греха людьми. Они были лучшими по той причине, что уверовали в Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поддержали его в самые тяжелые времена и распространили его религию среди народов.

Они не жалели ни свое имущество, ни здоровье, ни даже свои жизни в деле призыва людей к Исламу и ради его защиты его врагов. Полностью изменив свое мировоззрение, свой привычный жизненный уклад, переборов свою гордыню и высокомерие, отказавшись от всего, к чему так тяготили их души, они стали примером для всего человечества.

Сподвижники стали посредниками между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и последующими поколениями, передав им хадисы так, как они слышали их от самого Посланника. Если бы не они, мы бы мало что знали о Пророке и его деяниях, и не знали бы, как правильно практиковать повеления Аллаха.

Их достоинство

Некоторые толкователи считали, что аят: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» («Алю Имран», 110), был ниспослан относительно сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Их достоинство не описать словами, ведь их степени и достоинства не сможет достичь ни один из нас. Всевышний Аллах упоминает и хвалит сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в различных аятах. В одном из них Господь говорит:

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» («ат-Тауба», 100).

Данный аят указывает нам на то, что сподвижники отличались друг от друга и делились на несколько категорий. Были «старшие сподвижники» (кибар ас-сахаба), «средние сподвижники» (аусат ас-сахаба») и «младшие сподвижники» («сыгар ас-сахаба»). В таком разделении ученые учитывают время принятия ими Ислама и их заслуги. Как бы там ни было, даже самые незаметные и неизвестные нам сподвижники являются лучшими представителями Уммы мусульман.

Сколько же было всего сподвижников?

Нет точной информации о количестве сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так как не все они жили в Медине или Мекке. Множество сподвижников были представителями разных племен, селения которых были разбросаны по всей Аравии.

Ученые называют приблизительные числа. Так, например, сообщается, что во время похода на Мекку в армии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было около 10 тысяч сподвижников.

Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) предполагал, что общее количество сподвижников равнялось 60 тысячам. Абу Зур’а ар-Рази утверждал, что в битве при Табуке с Пророком (мир ему и благословение) участвовало около 70 тысяч человек, а в Прощальном паломничестве приняло участие около 114 тысяч сподвижников.

Абу Муса аль-Мадини заявляет, что видевших Пророка и передавших от него хадисы сподвижников было порядка 100 тысяч. Однако он не учел тех, которые хадисы не передавали.

Примечательно, что Абу Хаджар аль-Аскалани (да помилует его Аллах) в своей известной книге «аль-Исаба фи тамъиз ас-сахаба» написал о жизни лишь 12 304 сподвижников. Если вычесть из этого списка повторяющиеся и неизвестные имена, а также случайно упомянутых табиинов, то остается около 10 тысяч. Однако это объясняется тем, что в книгах упоминаются лишь те сподвижники, о жизни которых сохранились сведения. Другие просто не были известны среди мусульман.

Источник