Статус сунны в исламском законодательстве

Сунна – это второй источник исламского законодательства. Понятие «Сунна» более обширно, чем понятие «Хадис».

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ

«О верующие! Подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику». (Ан-Ниса, 59 аят).

Также Всевышний сказал (смысл):

وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَاحْذَرُوا

«И будьте покорны Аллаху и будьте покорны Посланнику и остерегайтесь [неповиновения им]!» (Аль-Маида, 92 аят).

Также Всевышний сказал (смысл):

مَن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ

«Кто подчиняется Посланнику, тот подчиняется Аллаху» (Ан-Ниса, 80 аят).

Также Всевышний сказал (смысл):

وَما آتاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَما نَهاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

«Принимайте то, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам» (Аль-Хашр, 7 аят).

Всевышний Аллах сказал (смысл):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ

«О верующие! Подчиняйтесь Аллаху, Подчиняйтесь Посланнику и вашим руководителям». (Ан-Ниса, 59 аят).

Также Всевышний Аллах, остерегая от неповиновения велению Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), сказал (смысл):

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же те, кто противоречит Его повелениям, остерегаются испытания, которое может постичь их, или болезненного наказания [в будущей жизни]». (Ан-Нур, 63 аят).

Также Всевышний сказал (смысл):

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьёй в своих запутанных делах, пока не перестанут испытывать в душе несогласие с Твоим решением и не подчинятся полностью». (Ан-Ниса, 65 аят)

Имам Хаким передал в «Мустадраке» от ибн-Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального хаджа обратился к людям с проповедью и сказал: «…О люди! Я оставил среди вас то, благодаря чему вы не собьётесь с истинного пути – это Книга Аллаха и сунна Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Также Хаким передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась которых вы не собьётесь с прямого пути: Книгу Аллаха и мою Сунну».

Поэтому Коран и Сунна неотделимы друг от друга, и установление шариатских решений не считается полноценным без двойного обоснования из Корана и Сунны. Сунна разъясняет Коран, раскрывает его, объясняет его смысл и комментирует неясности. Сунна служит разъяснением для Корана, подробно излагает его цели и дополняет его решения.

Предостережение от отказа от Сунны и ограничения себя лишь Кораном

Такие имамы, как Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа, Дарими передали в своих сборниках в одинаковых словах (кроме Абу Давуда) от Микдама Иби Ма’ди Кариба (да будет доволен им Аллах) утверждение, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Может быть так, что до человека дойдёт от меня хадис, а он, возлежащий на ложе своём, будет говорить «Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!», тогда как, поистине, то, что запретил Посланник Аллаха – всё равно что запретил сам Аллах».

Текст Абу Дауда от Микдама Иби Ма’ди Кариба (да будет доволен им Аллах) гласит: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мне был дарован Коран и нечто подобное вместе с ним. Но приближается время, когда сытый человек, возлежащий на ложе своём, будет говорить: «Следуйте только Корану. И что обнаружите в нём разрешённым, то считайте разрешённым, а то, что обнаружите в нём запретным, считайте запретным». Поистине, вам не дозволено мясо домашних ослов, а также всех диких зверей, имеющих клыки, а также найденное имущество неверующего, получившего от мусульман гарантии безопасности, за исключением того имущества, в котором он не нуждается. И если какой-то человек останавливается у людей, но они не оказывают ему должного гостеприимства, он имеет право наказать их в размере того гостеприимства, которое они обязаны были ему оказать».

Также Абу Дауд, Тирмизи, Иби Маджа передали в своих сборниках (текст Абу Дауда) от Аби Рафи’а утверждение, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не окажется в таком положении, что, когда ему расскажут о моём велении или запрете, он будет сидеть развалившись на своём диване, и говорить: «Не знаю! Мы следуем тому, что находим в Книге Аллаха»». (Ма’алиму Ссунан)

В своей книге хафиз и имам Аль Хаттаби сказал: «Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «Приближается такое время, когда сытый человек, возлежащий на ложе своём, будет говорить: Следуйте только Корану…» предостерегают от противоречия Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которую он установил и которая не упомянута в Коране. Подобно тому, как это практикуют хариджиты и рафидиты, цепляясь за буквальный смысл Корана и пренебрегая Сунной, которая является разъяснением для него. А затем впали в непонимание и заблуждение».

Самостоятельность Сунны в установлении шариатских решений

Из слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «Поистине мне была дарована Книга и нечто подобное вместе с ней» понимается, что Сунна приравнивается к Корану по степени аргументации, хотя Коран и отличается от Сунны своими многочисленными особенностями и преимуществами.

Точно так же из упрёка Пророка в адрес того, кто отказывается от всего, что не упомянуто в Коране, высказанного после слов «Поистине, мне была дарована Книга и нечто подобное вместе с ней» и дальнейшего перечисления нескольких важных шариатских решений (которые разъяснены в полной версии хадиса), понимается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на то, что эти шариатские решения не упомянуты в Коране, следовательно, муджтахид не смог бы вывести их самостоятельно из Корана. Иначе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не озвучил бы до этих шариатских решений предисловие, которое предупреждает о важности того, что он скажет далее.

Хадис, переданный Микдамом, и подобные ему хадисы, а также обобщённость аятов, которые указывают на аргументативность Сунны во всех её видах (разъяснение которых будет приведено ниже), указывают на самостоятельность Сунны в установлении шариатских решений. Подобных аятов так много, что они, безусловно, указывают на обобщение в аргументативности всех видов Сунны без каких-либо исключений.

Существуют три разновидности Сунны:

1. Сунна, подтверждающая содержание Корана;

2. Сунна, разъясняющая содержание Корана, подробно анализируя неясные и проблемные аяты и конкретизируя общие. Этот вид Сунны встречается чаще, чем другие, именно по этой причине говорят, что Сунна разъясняет Коран;

3. самостоятельная Сунна, которая устанавливает шариатские решения, не упомянутые в Коране ни в подтверждающей, ни в противоречащей форме.

Некоторые говорят, что есть и четвёртый вид – это отменяющая Сунна, однако это мнение неприемлемо, так как этот вид не выходит за рамки второго вида Сунны – разъясняющей. Аллах знает лучше.

Хадис, переданный Микдамом, прямо указывает на аргументативность и самостоятельность Сунны в установлении шариатских решений, особенно в разделах о дозволенности и запрете на что-либо, а также в установлении этических норм, потому как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мне была дарована Книга и нечто подобное вместе с ней». Так как под Книгой подразумевается Коран, а под подобным – Сунна, то сходство Сунны с Кораном заключается в том, что Сунной следует руководствоваться так же, как Кораном. Также на это указывают слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, то, что запретил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), подобно тому, что запретил сам Аллах». Этот хадис охватывает ряд понятий, в разъяснении которых Сунна самостоятельна: это запрет на мясо домашних ослов (что касается зебры, то её мясо дозволено), а также мясо всех диких зверей, имеющих клыки – львов, волков и т. д, птиц,которые имеют когти, с помощью которых они охотятся: соколов, орлов и т. д; также запретно найденное имущество неверного, который получил от мусульман гарантию безопасности для торговли и посольства, или неверного, который находится под защитой мусульман; также сюда входит обязательность гостеприимства, угощения гостя и проявления уважения к нему. Это всё относится к важной общей этике, которая в прошлом была необходима в жизни бедуинов.

Имам ибн Кайим (да будет доволен им Аллах) в своей книге «Иълямуль Мувакиин» привёл очень много шариатских решений, которые были установлены Сунной. Также он сказал: «Тех решений, которые установлены Cунной и не упомянуты в Коране, если не больше, то точно не меньше, чем решений, установленных Кораном».

Учёный Шавкани (да смилуется над ним Аллах) в книге «Иршадуль Фухуль» в разделе о Сунне сказал: «Знай же, что учёные сошлись во мнении, что пречистая Сунна самостоятельна в установлении шариатских решений. И она подобна Корану в запрете на запретное и дозволении дозволенного. Достоверно известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мне была дарована Книга и нечто подобное вместе с ней», то есть: мне был дарован Коран и подобное ему из Сунны, не упомянутое в Коране, как: запрет на мясо диких животных, имеющих клыки, и птиц, имеющих когти, и многое другое, что невозможно перечесть.

Авзаи сказал: «Коран более нуждается в Сунне, нежели Сунна в Коране».

Также ибн Абдиль Барр сказал: «Сунна – судья над Кораном и разъясняет его».

Также Яхья ибн Аби Кассир сказал: «Сунна – судья над Кораном».

Резюмируя вышесказанное: установление аргументативности Сунны и её самостоятельности в установлении шариатских решений – шариатская необходимость, и это отрицает только тот, у кого нет доли в религии Ислам». (Конец слов Шавкани)

Я скажу: было бы хорошо, если бы умелый исследователь собрал в одной книге все те решения, которые установлены Сунной, упомянув доводы из благородных хадисов. И может быть, эта книга завоюет авторитет в высоких научных кругах. А тавфик даёт лишь Аллах.

Этот хадис включает в себя великое чудо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которое сбылось недавно и продолжает сбываться по сей день: предсказание, что некоторые вышедшие из религии люди будут отрицать практику Сунны и руководство ею.

В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, что нельзя отказываться от его хадисов, так как отказавшийся от хадисов отказался от Корана.

Всевышний Аллах сказал (смысл):

«Принимайте то, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам».

Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этом хадисе разъяснил, что его запрет, не упомянутый в Коране, подобен запрету Аллаха в Коране.

То, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этом хадисе ограничился упоминанием запретного – без упоминания дозволенного, указывает на то, что презумпция во всём – дозволенность, кроме некоторых исключений.

Учёные, ссылаясь на Коран и Сунну, установили правила: «Презумпция в вещах – дозволенность», «Презумпция в действиях – дозволенность», «Презумпция в долгах – невинность (непричастность)», «Презумпция в половых органах (совокупление) – запрет».

Запомните эти правила, они помогут вам узнать шариатские решения и спасут вас в трудную минуту.

Абдуль Фаттах Абу Гудда (да смилуется над ним Аллах)

«Лямахат мин тарихи сунна» 16 стр.

Источник