Сунна Пророка Мухаммада (ﷺ)

Жизнь, деяния и изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а также то, что он одобрял и поддерживал, составляют Сунну.

Содержащиеся в Сунне повествования и сообщения являются хадисами. Хадисы передают следующим поколениям рассказы о жизненном пути и суждениях Пророка Мухаммада, то есть Сунну.

Друзья и близкие Пророка (мир ему и благословение) прилагали все усилия, чтобы достоверно определить его Сунну, со всей тщательностью отбирая рассказы, которые послужили бы хадисами следующим поколениям. Благодаря их огромному труду появились самые первые полные сборники хадисов.

Образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Откровение

Все деяния и высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) относительно одобряемого и запрещенного основывались на откровении и находились в пределах, установленных откровением, поэтому считается, что тот, кто выполняет его указания и подчиняется его запретам, следует указаниям и запретам самого Аллаха.

«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (Коран, 4:64)

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху…» (Коран, 4:80)

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение»(Коран, 33:36)

Мусульманин, который верит в Коран, обязан признавать авторитет, который предписывает Коран. Тот, кто думает: «Я верю только в Коран и не признаю никаких авторитетов и источников, кроме Корана», противоречит сам себе. Потому что Коран говорит нам, что пророки, избранные среди людей, направлялись нам Аллахом и были уполномочены выносить суждения, которым мы должны следовать.

Далее отметим, что только нескольким пророкам были открыты священные книги, чтобы отразить авторитет пророков в религии. Кроме того, все слова, деяния и изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые не были вдохновлены откровением, подверглись проверке свыше. Это означает, что его ошибки не остались неисправленными, как и у всех других людей. Именно так мы понимаем чистоту Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В этом заключается различие между Посланником Всевышнего и остальными людьми.

Из Корана мы видим, что откровение не ограничивается священными книгами, которые были открыты пророкам. В Коране мы находим многие аяты, указывающие на откровение, не содержащееся в Коране. В Коране говорится, что Пророку Мухаммаду, также как и другим пророкам, наряду с откровением была дарована хикма (мудрость):

«Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Коран, 4:113).

В этом и подобных стихах Корана под «мудростью», которая была ниспослана Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), подразумевается Сунна в целом.

В аяте, который указывает на то, что Пророку Мухаммаду дана власть вершить суд, говорится:

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Коран, 4:65).

Вынося свое суждение по тому или иному вопросу, Пророк (мир ему и благословение) иногда основывался непосредственно на аяте Корана, иногда на откровении вне Корана, а также прибегал к иджтихаду (интерпретации), на который способен человек, имеющий наиболее твердое понимание религии. Впрочем, все, что он делал, происходило под надзором свыше.

Понимание Сунны Пророка

Аллах сообщил нам, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), который был назван «живым Кораном», был «лучшим примером», которому нужно следовать. В этом случае самая важная обязанность людей, которые считают его своим наставником, — это понять его и понять, что в основе всех его праведных поступков лежала истина. Но не следует забывать, что он был «Пророком людей», поэтому не нужно возносить его на недосягаемую для человечества высоту.

Представляя Сунну, мы обычно представляем, как он одевался, как себя вел, как молился. Мы не считаем частью Сунны экономические, правовые и политические аспекты благородных поступков и поведения Пророка. Это следует особо подчеркнуть. На самом деле, Сунна означает образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Можно сказать, что образ жизни человека является внешним проявлением его понимания жизни. В данном случае, в основе Сунны Пророка Мухаммада лежит его понимание жизни.

Если мы сможем постичь исключительную личность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который как никто понимал Коран, и это понимание находило отражение в его жизни и поступках, мы будем иметь возможность постичь ислам в его самой чистой и самой верной форме, проникнуть в саму его суть. Мы также сможем подумать о добродетели и милосердии Пророка Мухаммеда и его друзей в контексте нашей современной жизни.

Источник