Тафсир Матуриди

Познания имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) не ограничивались познаниями лишь в области акиды. И доказательством этому является его тафсир под названием «Таауиляту Ахлис-сунна» (разъяснения ахлюс-сунны), который состоит из десяти томов (6230 стр.). Этот тафсир имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) был издан типографией «Даруль-кутубиль-`илмия» (Бейрут).

Известно, что были и другие варианты тафсира «Таауиляту Ахлис-сунна», один из которых известен под названием «Таауиляту Аби Мансур Аль-Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) фит-тафсир». Также в музеях Турции, Германии, Дамаска, Медины, Ташкента и Англии имеются экземпляры этого тафсира, но под названием «Таауилятуль-Куран».

Что касается тафсира, то существуют основных две методики составления тафсира:

1. Тафсир биль-маасур — тафсир составленный на основе различных источников. К таким источникам относятся аяты Корана, сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или же высказывания сахаба и табигинов (да будет доволен ими Аллах);

2. Тафсир бир-рааи – тафсир составленный на основе личных суждений и размышлений. Есть такие, кто принимает это в штыки. Но им следовала бы знать, что в шариате предусмотрены особые правила и ограничения при составлении подобных тафсиров.

И не секрет, что ученые в области тафсира, при составлении разъяснений к Корану, придерживались обоих методик. Были и такие ученые, которые составляли тафсиры на основе обоих методик. И имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) был одним из них.

Следует отметить, что составление Тафсира бир-рааи намного сложнее, нежели Тафсира биль-маасур. Так как составление Тафсира бир-рааи требует больших знаний как в области составления Тафсира бир-рааи, так и в области составления Тафсира биль-маасур. К этому относятся, к примеру, такие понятия, как Коран, сунна, махкам, муташабих, насих-мансух, таауиль и т.п.

В чем особенность тафсира имама Матуриди?

1. Независимость суждения.

При составлении своего тафсира имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) не ограничивался изложением взглядов лишь определенного мазхаба или же определенного течения, что говорит о том, что его тафсиру присуща изложение истины. Ясно, что ярые приверженцы чего-либо обычно бывают далеки от истины.

При разъяснений смысла того или иного аята имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) дает подробное разъяснение сказанному, а затем суммирует сказанное.

2. Ясность и логичность суждения.

В тафсире имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) ясно прослеживается мысль о необходимости возврата различных суждений к первоисточнику. Это является одним особенностей тафсира имама Матуриди.

3. Логика изложения.

В своем тафсире имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) придает большое значение сути изложения, нежели отдельным словам, благодаря чему мысли, слова и стилистика составляют одно целое.

При составлении своего тафсира имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) использовал также методику составления Тафсира биль-маасур. То есть придерживался всех требований составления подобного тафсира. Но так как тафсир имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) относится к Тафсир бир-рааи, то при разъяснений смысла аята имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) часто опирается на личное суждение.

Будет уместным заметить, что основоположником данной методики тафсира был известный сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах). Из чего видно, что имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) является приверженцем школы тафсира Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах).

Следует заметить, что основоположник мазхафа ханафитского толка имам Агзам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах), при разъяснении смысла аятов также придерживался методики Абдуллаха ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах).

Одной из особенностей тафсира имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) является то, что при тафсире:

— он приводит несколько вариантов разъяснений смысла аята;

— дает разъяснения с точки зрения акиды и философии.

Наряду с вышесказанным, тафсир имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) отвечает всем требованиям составления тафсира. То есть в основе его тафсира лежит Коран, асбабун-нузуль, сунна, история, акида, калям, фикх, языковые требования, кираат, логика и т.п.

О тафсире имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) можно говорить много. Но нашей целью было лишь познакомить читателя с малоизвестной страницей истории этого выдающегося ученого своего времени. Поэтому думаем уместным ограничиться лишь сказанным выше.

Остается добавить, что одной из особенностей тафсира имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) является легкость и ясность стиля изложения.