Толкование суры «Аль-Хумаза» (Хулитель)

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура, состоящая из девяти аятов, получила своё название по первому аяту, в котором Всевышний Аллах предостерегает каждого, кто хулит и злословит.

Главная тема суры — угроза превозносящимся и насмехающимся над религией и исповедующими её, а также жадным до мирских благ и чрезмерно увлечённым их накоплением.

Зло и погибель всякому, кто злословит о людях и очерняет их, и при этом озабочен лишь накоплением имущества и исчислением его! Он думает, что с помощью этого богатства обеспечил себе вечность в этом мире и ускользнул от расчёта. Но всё не так, как он полагает! Он непременно будет брошен в Огонь, который пожирает всё, что бросают в него. Как тебе, о Посланник, постичь истинную суть Огня? Поистине, это полыхающее, бушующее пламя Аллаха, и жар этого пламени таков, что он проникает сквозь тела, добираясь до самых сердец. Оно смыкается над ними в длинные цепи и оковы, дабы они не выбрались из него.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, потому что как раз воздаяние, ожидающее злословящего о людях и религии хулителя, является главной темой данной суры.

Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Начинается сура с угрозы хулителю, которого ожидает скверная участь в мире вечном за то, что творил его язык в этом мире. А завершается сура как раз упоминанием об ужасающем Адском пламени, которое и послужит достойным воздаянием ему подобным.

Существует тесная связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Время». В конце той суры разъясняется, что весь род человеческий — в убытке и злосчастии, за исключением обладающих определёнными качествами. А эта сура начинается с указания на свойства и положение оказавшихся в убытке. Её аяты повествуют о некоторых качествах заблудших, проявлениях их скверного положения и их загробной судьбе.

Содержание этих двух сур в действительности имеет много общего. Так, в обеих сурах содержится упоминание об участи, ожидающей людей в мире вечном. Также в обеих сурах содержатся указания на то, что люди делятся на две категории: счастливых и преуспевших уверовавших обитателей Рая и злосчастных и оказавшихся в убытке неуверовавших обитателей Огня. В суре «Время» упоминаются качества, присущие первой, то есть счастливой и преуспевшей, категории людей и сказано, что остальные, то есть не обладающие этими спасительными качествами — в злосчастии и убытке. Таким образом, в той суре хоть и указывается на существование категории злосчастных обитателей Огня, но не называются присущие им качества. Что же касается данной суры, то в ней, наоборот, не называются качества преуспевшей категории людей, а внимание акцентируется на качествах, присущих многим представителям противоположной категории, то есть категории оказавшихся в убытке обитателей Адского пламени. Таким образом, обе суры посвящены разъяснению категорий, на которые делятся люди, и содержат при этом указания на неизбежность Судного дня и воздаяния в мире вечном.

Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, которые посвящены следующим темам: некоторые качества злосчастных и участь обладателей этих скверных качеств; некоторые описания Адского пламени, которое станет воздаянием для злосчастных.

Некоторые качества злосчастных и их участь
(1) وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ

Горе всякому хулителю злословящему,

(2) الَّذِي جَمَعَ مَالا وَعَدَّدَهُ

который копит состояние и подсчитывает его,

(3) يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ

думая, что богатство увековечит его.

(4) كَلاَّ لَيُنبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ

О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий.

Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, поскольку рисует образ человека, относящегося к категории злосчастных, и такому человеку адресована угроза Всевышнего: обладающий указанными качествами станет обитателем Адского пламени и участь его будет поистине страшной. Таково заслуженное воздаяние ему подобных.

Учёные разошлись во мнениях относительно того, имеется ли в виду конкретная личность — один из тех, кто порицал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и злословил о нём и о других верующих — или же речь идёт о категории людей, которым присущи упомянутые в этих аятах качества. Как бы там ни было, в этой части суры Всевышний Аллах предупреждает нас о том, что ничего хорошего человеку, обладающему названными скверными качествами, ожидать не стоит. Его участь будет незавидной, а заслуженное воздаяние — страшным, внушающим ужас.

Эти аяты рисуют образ ничтожного по своей сути человека, обладателя низкой натуры, напрочь лишённого благородства и возвышенных нравственных качеств. Злой язык такого человека не даёт покоя ни ему самому, ни окружающим. Вместо того, чтобы работать над собой, стремиться к совершенству, поклоняться Всевышнему Аллаху, совершать угодные Ему деяния и усердствовать в этом, он направляет всю свою энергию на злословие и причинение другим вреда своим языком. С уст его слетают скверные, ранящие, обидные слова, и успокоиться он не может. Как будто смысл его жизни и заключён в этой низкой отвратительной и недостойной нормального, разумного человека деятельности. Какая польза в его злых речах? Очевидно, что никакой. Однако он выбрал для себя занятие, соответствующее его скверной натуре, и упивается собственным злословием. Он неустанно клеймит и критикует людей, особенно благих, богобоязненных и праведных, и этими ядовитыми речами словно пытается компенсировать собственное ничтожество и духовную пустоту.

Вокруг него — множество людей, которые усердствуют ради мира вечного, исполняя веления Аллаха и соблюдая Его запреты, делая добро и посвящая своё земное существование богоугодным делам. Но их благой пример не оказывает никакого воздействия на этого низкого человека. Такие люди лишь раздражают его и приводят в ярость, и он считает своим долгом злословить о них, ругать их и высмеивать, хотя никаких оснований для этого у него нет.

Такой человек также чрезмерно привязан к мирским благам. Богатство и иные мирские блага кажутся ему наивысшими жизненными ценностями, и он оценивает людей по этому критерию, то есть по отсутствию либо наличию у них этих благ. Эти материальные блага для него — самоцель. Он готов день и ночь заниматься их приобретением, не вкладывая в это занятие никакого возвышенного и глубокого смысла и не преследуя при этом никакой высокой и благородной цели. Его интересуют мирские блага ради самих этих благ. Они для него — не средство достижения какой-то важной и достойной цели. Он желает иметь как можно больше материального, потому что всё остальное его просто не интересует.

Вовсе не обязательно человеку присущи оба названных качества в равной степени. Бывает, что одно из них выражено сильнее. Бывает, что мы явно видим в том или ином человеке лишь одно из названных двух качеств. Но по сути это типичный портрет очень многих представителей категории злосчастных, отринувших веру и отказавшихся трудиться ради мира вечного и усердствовать ради своего Создателя.

Если человек не стремится снискать довольство Господа миров и обрести Его милость, то какой участи для себя он может ожидать в загробном мире? Очевидно, что он получит лишь то, к чему сам стремился. Скверным будет его воздаяние в мире вечном, потому что натура его была скверной, деяния его были скверными, слова его были скверными, помыслы его были скверными, убеждения его были скверными.

Каждый человек должен очень внимательно относиться к такого рода предупреждениям, которые мы находим в разных сурах и аятах Книги Всевышнего. Всевышний Аллах по милости Своей предостерегает нас от всего скверного, от всего, что может навредить нам и негативно отразиться на нашей участи в мире вечном. И мы должны быть благодарны за это нашему Творцу и внимать Его предостережениям со всей серьёзностью и бдительностью, на которые мы только способны, поскольку в действительности это в наших же интересах, ведь это наша судьба, и наша покорность или непокорность, вера или отсутствие таковой никак не влияют на Всевышнего, и это мы нуждаемся в Нём, тогда как Он совершенно не нуждается ни в нас, ни в нашем поклонении. Если мы не желаем пополнить число обитателей Огня, то мы должны следовать тому пути к спасению и преуспеянию, который указывает нам наш Создатель и Господь, и избегать качеств и деяний, от которых Он нас предостерегает.

Описание адского пламени
(5) وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُ

Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий?

(6) نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ

Это — разожжённый Огонь Аллаха,

(7) الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الأَفْئِدَةِ

который вздымается над сердцами.

(8) إِنَّهَا عَلَيْهِم مُّؤْصَدَةٌ

Он сомкнётся над ними

(9) فِي عَمَدٍ مُّمَدَّدَةٍ

высокими столбами.

Эта часть суры тесно связана с главной темой, поскольку представляет собой описание Огня, ожидающего человека, которому адресована приведённая в этой суре угроза Всевышнего. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку в той части содержится упоминание об обладателе скверных качеств, которых не должно быть у верующего, а в этой части описывается Адское пламя, которое послужит воздаянием скверному и злосчастному обладателю этих качеств.

Адский огонь ужасен, и мы даже не способны представить себе, насколько. Ведь он относится к сокрытому от нас и неведомому нам миру сокровенного. Но имеющихся в нашем распоряжении коранических описаний Ада вполне достаточно разумному человеку, дабы устрашиться и делать всё, чтобы не оказаться в этой страшной обители, и всеми силами избегать даже кратковременного попадания в неё. Достаточно нам того, что это пламя во много раз жарче известного нам земного пламени. Ведь даже этот привычный для нас огонь способен причинить нам серьёзный вред и невыносимую боль и стать причиной нашей гибели в этом мире. А что говорить о грозном и бушующем Адском пламени, которое окружит и поглотит тех, кто будет заслуженно брошен в него, и больше не даст ему покоя и не отпустит его, достигая самого его сердца, так что, корчась в муках, он мигом забудет все ничтожные земные наслаждения, которые он предпочёл вере и усердию в совершении благих деяний ради Аллаха!

Человек отвергает истину, отказывается уверовать, посвящает всю свою жизнь мирским наслаждениям, насмехаясь над верующими и злословя о них, презрительно относясь к религии и проводя отпущенные ему дни в беспечности и грехах. Но что потом? Ужасное Адское пламя! Ведь земная жизнь однажды закончится и за ней последует неминуемое воздаяние. Нет, не так надлежит поступать человеку разумному и заботящемуся о своей участи в обоих мирах!

Источник