Толкование суры «ан-Нас»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.

Это – последняя сура священного Корана, и она названа «ан-Нас» от слова первого аята. Арабское слово наас означает «люди».
Эта сура отображает борьбу между добром и злом. Вместе с тем она призывает держаться подальше от зла и просить помощи у Аллаха, дабы одержать над ним победу.

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

«Куль а’уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас».

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

2. Царя людей,

3. Бога людей,

4. От зла искусителя, исчезающего,

5. Который наущает в груди людей,

6. [Который] из джиннов и людей!»

Чтобы был понятен смысл переводов аятов суры «ан-Нас», мы изложили суру целиком и, прося помощи у Аллаха, приступаем к толкованию их по отдельности.

«Прибегаю к защите Господа людей».
То есть прошу убежища, защиты у Господа людей. Слово «Господь» является переводом арабского слова Рабб. Слово «Рабб» определяет качества Господа – сифаты Аллаха. Оно во-брало в себя множество значений, в том числе такие, как Создатель, Воспитатель и Распорядитель… Он – Создатель, сотворивший человека, ранее не существовавшего. Он – Воспитатель, взрастивший человека и одаривший его различными благами. Он – Распорядитель, руководящий всеми делами во всех мирах. Хотя Аллах является Господом всех миров и всех существ, но в этом аяте называется Господом людей для того, чтобы возвеличить человека и выказать ему почет. Всевышний Аллах создал все сущее для людей. Он дал им разум, знания, Книгу и шариат. Он повелел ангелам совершить саджду человеку. Следовательно, человек – лучший, достойнейший среди других существ.

«Царя людей».
То есть ищу убежища, защиты у Царя людей.
Аллах – Царь и Владыка всех людей. Владычество Аллаха – полноценно, всеобъемлюще и совершенно. Именно поэтому Всевышний Аллах сполна руководит жизнью людей, делает действенным Свое волеизъявление. Следовательно, искать убежища и защиты, просить о помощи можно и нужно только у Него Самого.

«Бога людей».
То есть ищу защиты у Единственного, Единого Божества, достойного поклонения людей.
Да, лишь Сам Всевышний Аллах – Единый и Единственный Бог, достойный поклонения людей. Следовательно, люди должны просить помощи, искать защиты и убежища только у Него Самого.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир пишет об этих трех аятах следующее: «Эти три аята – отражение трех сифатов Господа: Господства, Царства, Божественности. Он – Господь, Владыка (Царь) и Бог всего сущего в мире. Все на свете – Его создание, и все это при-надлежит Ему. А посему велено просить защиты и спасения у Того, Кто является обладателем этих черт (сифатов)».
А дальше, в последующих трех аятах, указывается, от чего плохого следует искать защиты и убежища у наделенного указанными качествами Всевышнего Аллаха.

«…от зла искусителя, исчезающего».
Слово «искуситель» в данном аяте обозначает шайтана (дьявола). Потому что когда человек вспоминает Господа, шайтан убегает и прячется, поэтому здесь говорится «искусителя, исчезающего». Вместе с тем, как только человек забывает о своем Господе, шайтан тут же появляется и начинает подвергать человека васвасе – искушать, наущать.
В хадисе, переданном Ал-Хафизом ал-Мусили, сказано:

«Поистине, шайтан приставляет свой нос к сердцу человека. Как только человек вспоминает своего Господа, шайтан скрывается. Как только человек забывает своего Господа, шайтан завораживает его сердце и начинает искушать».

«…который наущает в груди людей».
В аяте говорится, что шайтан подвергает искушению сердца людей. Что такое искушение шайтана, известно каждому. Он сбивает человека с пути истины, завлекает его – представляет сердцу человека красивым совершение греховных деяний, последование за собой, ослушание Всевышнему Аллаху.

«…[который] из джиннов и людей».
Этот аят является доказательством того, что шайтан может быть как из людей, так и из джиннов. Праведный, мусульманин должен всегда просить у Аллаха защиты от искушения (васваса), зла, как шайтана-джинна, так и шайтана-человека.
Джинн-искуситель не так страшен, как искуситель-человек. Если тебя искушает джинн, то его можно отвратить, попросив помощи и защиты у Аллаха, прочитав молитвы, в частности, эту и предыдущую суры. Но когда искушает человек, это очень опасно.

Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха:

«Каждый раз, укладываясь спать, Пророк саллялляху алайхи васаллям читал суры «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас», дул себе в ладони и проводил ими по телу, затем ложился».

Суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас» неразрывно связаны друг с другом. Они были и ниспосланы одновременно, часто упоминаются и читаются вместе. Эти две суры вместе называются «Муаввизатайн» – «Две просящие о защите», так как обе суры начинаются с одного и того же слова «аъуузу» – с воззвания о защите.

«Муаввизатайн» упоминаются вместе и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала так:

«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел, он всегда читал «Муаввизатайн» и дул на себя. Когда его болезнь усиливалась, эти суры читала я и гладила его тело его же руками, в надежде на их благодать».

Имам Муслим и имам Тирмизи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Знаешь ли ты, какие аяты были ниспосланы мне в эту ночь? Они бесподобны. Это – «Кул аъуузу бироббил аль-Фаляки», «Кул аъуузу бироббиннааси».

Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:

«В пути я вел верблюда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «О Укба, научить тебя двум лучшим сурам?» – и научил меня сурам «Кул аъуузу бироббил аль-Фаляки» и «Кул аъуузу бироббиннаси».

Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху другой хадис:

«Я шел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (по дороге) между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Нас внезапно настиг дождь и наступивший темный мрак. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал молиться о помощи Аллаху посредством «Муаввизатайни» и сказал: «О Укба, проси спасения ими (у Аллаха), ни один проситель не просил ничем лучшим, чем они». Затем я слышал, как он, будучи нам имамом, читал их в намазе».