Толкование суры «Кавсар»

108. Сура «Кавсар»‎. Ниспослана в Мекке. Состоит из З аятов

Название этой священной суры взято от слова кавсар ‎из первого аята. Лексически оно означает «обильное ‎добро», «изобильное добро». Арабы употребляют это ‎слово в отношении всего, что велико по количеству и ‎ценности, по достоинству и значимости. В этой суре под ‎словом «кавсар» подразумевается все множество хорошего, что даровал Аллах, Пречист Он и Всевышний, ‎Пророку  ﷺ в обоих мирах. Как отмечает ‎один из знаменитых муфассиров Абу Хайян, для объяснения значения слова «кавсар» было упомянуто двадцать шесть наименований благ.‎

В хадисе, переданном имамом Тирмизи, говорится: ‎‎«Кавсар – это река в раю, с берегами из золота, жем‎чужным и рубиновым руслом, ароматным песком из ‎мускуса, вода в ней слаще меда и белее снега. Кто вы‎пьет из нее хоть раз, больше не почувствует жажды ни‎когда».

Имам Муслим и имам Тирмизи передают хадис от ‎Анаса ибн Малика радияллаху анху, где сказано сле‎дующее:‎

‎«Однажды Посланник Аллаха  ﷺ  сидел среди нас и, немного помолчав, затем улыбнулся и поднял голову. Мы ‎спросили:‎

‎– Что заставило Вас улыбнуться, о Посланник Алла‎ха?‎

Он ответил: ‎

‎– Мне только что была ниспослана сура, – и прочи‎тал суру: «Бисмиллахир рахманир рахим. Иннаа ‎аътойнакал Кавсар». – Затем спросил нас:

– Знаете ли ‎вы, что такое Кавсар?‎

Мы ответили: ‎

‎– Аллах и Его Посланник лучше знающие.‎

Тогда он сказал: ‎

‎– Это река, обещанная мне моим Господом. В ней ‎много добра и благ. Это водоем, из которого в Судный ‎день придут и будут пить при мне люди моей уммы. ‎Число его чаш равно числу звезд. Но среди них выры‎вают одного человека. Я (заступаюсь за него и) говорю: ‎‎«Он из моей уммы!». И тогда мне отвечают, что я не ‎знаю о том, что он совершал после меня».‎

Ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Кавсар – ‎обильное добро». По этому поводу Пророк  ﷺ  сказал, что обильным добром считаются дарованные в этом мире: пророчество, Куръан, ‎знания, большая численность уммы, победоносность ‎над врагами, множество фатхов, а также предстоящие ‎на том свете: шафаат (заступничество), райский водоем ‎‎(куда стекает река Кавсар), макаму махмуд (статус вос‎хваленности и возвеличенности) и подобное этому все ‎остальное добро – все это Кавсар.‎

Эта сура относится к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Всевышний Аллах в этой ‎суре дает ему благие обещания. Кроме того, Он обещает ему устранить всех его врагов и недругов, стереть их ‎имена, а также призывает возблагодарить за дарованные блага.‎

Известно, что сыновья у Мухаммада ﷺ умерли в младенчестве. Неверующие, враги Пророка и его религии, использовали в своих интересах даже это обстоятельство, пытаясь оговорить ‎предводителя мусульман, принизить его достоинство и ‎авторитет и тем самым показать в неприглядном виде ‎Ислам. Это известная тактика неверных, которую они ‎применяют с древних времен и по сей день. Они говорили, что  Мухаммад ﷺ «куцый» – лишен потомства, так ‎как у него нет сына, который мог бы продолжить его ‎дело, а потому у него и у его дела нет будущего. Они ‎полагали, что после его смерти забудут и о нем, и о его ‎религии.‎

Всевышний Аллах успокаивает Своего любимого ‎Пророка  ﷺ  и в качестве опровержения домыслов врагов ‎указывает, что религия достойнее потомства.‎

 

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, ‎МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Поистине, Мы даровали тебе Кавсар!‎

Выше мы уже говорили, что толкователи разъясняют ‎арабское слово «кавсар» как «обильное добро». Это ‎проявляется в пророчестве, Коране, мудростях, много‎численности уммы мусульман, в праве шафаата и в ‎многочисленных благах, дарованных Пророку Мухаммаду ﷺ.‎

‎2. Совершай же намаз Господу твоему и закалывай!‎

За такое благо, как Кавсар, любые благодарения Аллаху являются малочисленными. Поклоняться Ему одному, совершать намазы, закалывать только во имя Аллаха животное и кормить его мясом бедных и обездо‎ленных является лишь одним из видов выражения бла‎годарности Аллаху.‎

‎3. Поистине, ненавистник твой – он куцый.‎

Всевышний Аллах – исполняющий Свои обещания. ‎Воистину, всем врагам, неверным обрублены хвосты, то ‎есть они истреблены, – таков здесь смысл слова «ку‎цый». Их имена были стерты и стираются, и так будет ‎всегда. А если и будут вспоминаться имена врагов Ис‎лама, то только с проклятьем.‎

А дело Мухаммада ﷺ  не ‎обрублено – оно продолжается и будет продолжено до ‎Судного дня. Ибо во всех уголках земли более чем полтора миллиарда человек считают себя членами его ум‎мы. Они, мусульмане, любят его больше, чем своих ‎родных детей, родителей, родственников и даже самих ‎себя.‎

Из книги Шейха Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф «Тафсири Хилал»