Уникальные «портреты» Пророка Мухаммада (ﷺ)

Во времена Османской империи турецкие каллиграфы придумали необычный способ «иллюстрации» образа Пророка Мухаммада (). Мастерами были созданы Хильи – полотна с описаниями Пророка (), написанные при помощи арабской каллиграфии. Хилья в переводе означает «создание формы, качества», а также «украшение или орнамент».

В основном, художники-иллюстраторы используют в работе воспоминания Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), прописанные в сборнике имама ат-Тирмизи «Аш-Шамаиль аль-мухаммадия», который является одним из старейших сохранившихся сводов хадисов о личности, внешних качествах и нравственном облике пророка Мухаммада ().

Ниже приведен отрывок из этой книги:

«Али ибн Абу Талиб сказал следующее, когда описал Пророка Мухаммада ():

«Пророк был не очень высоким, но и не низким, он был среднего роста. Волосы его были слегка волнистыми. Его благословенное лицо было светлокожим, отдающим в золотистый цвет. Глаза его были черными, ресницы же очень густыми и длинными; плечи были широкими и крепкими…

Когда он шел он лишь приподнимал ноги над землей и слегка склонялся вперед. Но он не топал по земле, его шаги не поднимали пыли, они были большими и быстрыми, но ходил он тихо и аккуратно.

Между лопатками у Посланника Аллаха была отметина, печать Пророка. Эта печать была расположена ближе к правому плечу.

Он был самым великодушным и щедрым из людей, самым праведным, самым мягким, кротким и милосердным, и самым близким другом для всех любивших его. Тот, кто видел впервые, увидев его благородный лик, испытывал ни с чем не сравнимое волнение; тот, кто знал его наивысшие добродетели и имел возможность беседовать с ним, любил его больше всех на свете.

Каждый, кто старался познать его наивысшие достоинства и нравственное совершенство признавался потом в неспособности постичь его душу до конца, говоря: «Я не встречал человека, равного ему никогда, ни до, ни после встречи с ним, да пребудет над ним благословение и мир от Аллаха.».

Во времена Османской империи среди мусульман было убеждение, что чтение и обладание описанием Пророка Мухаммада (ﷺ) защищает человека от неприятностей в этом мире и в следующем.

Источник