Вопросы фикха. Дача фидйи

В исламском шариате расходование имущества вместо предписанного деяния называется «фидйа». Фидйа применяется только при наличии определенных уважительных причин, указанных шариатом. Например, те, кто не могут блюсти пост Рамадана по разным уважительным причинам, дают фидйу. В Исламе человеку не предлагается выполнять деяния, сверх возможного для него, сверх его способностей. Например, наряду с предписанием поста для людей в качестве обязательного религиозного долга (фарда), Всевышний Аллах сделал исключение и смилостивился сказать: «И на тех, которые затрудняются в нем — фидйа (выкуп),[1] — кормление мискина (нищего)[2] (сура «Бакара», аят 184).

В благородном хадисе сказано: «Этот аят не был отменен, он подразумевает престарелых мужчин и женщин. Они не способны соблюсти пост. Так, они за каждый день накормят одного бедняка»

В другом хадисе отмечено: «Такое разрешение дается только тем, кто не может перенести пост и кто болен неизлечимой болезнью».

Не даром дача фидйи внедрена для тех, кто не может держать пост по причине своего преклонного возраста. В этом, помимо прочих выгод, есть также выгода как для неимущих, так и есть облегчение горести и сожаления тех людей, которые не смогли поститься. Если люди преклонного в состоянии держать пост, то им следует поститься. Не годится, если они станут давать фидйу будучи способными на пост. Процитированный выше аят подразумевает исключительно тех, кто совершенно не пригоден для соблюдения поста: крайне престарелые люди, кто с каждым днем слабеет — идет на убыль, чей конец приближается, и те больные, на чье выздоровление нет надежды. Такие больные приравниваются к «идущим на убыль престарелым» людям. Так как такая категория людей не способны блюсти пост, шариатом внедрена дача с их стороны фидйи.

Те же из больных, кто столкнулся с временными осложнениями в соблюдении поста, а потом вновь обрел способность поститься, должны возместить пропущенные дни поста до наступления следующего Рамадана, подобно тому, как это делают беременные и кормящие грудью матери, а также путники.

В благородном хадисе сказано: «Кто умер, а на нем остался пост (фард) месяца, пусть дадут за каждый его день пищу одному бедняку». Потому что не соблюденный пост и не совершенный намаз считаются долгом раба перед Всевышним Аллахом и возместить этот долг возлагается на наследников (потомков) умершего. На дачу фидйи можно расходовать до одной трети из оставленного покойным наследства. Если же нет наследников, то допускается расходовать все имущество.

Если некоторые намазы или посты мусульманина были пропущены, то когда уже есть опасение наступления смерти для него, при наличии излишка в его имуществе, он должен (ваджиб) завещать своим наследникам дачу за него фидйи. Но если покойный не завещал, то для его наследников дача фидйи не является ваджибом. Фидйа дается также за каждый фард-намаз и за намаз витр.  Некоторые улемы утверждали, что фидйа за все намазы одного дня равны фидйе пропущенного поста за один день.

Когда речь идет о неимущем-бедняке, понимается человек, чье ежедневное существование протекает в трудностях, чья совесть не позволяет ему выходить на улицу и просить для себя милостыню.

Фидйа по сути является тем количеством пищи, которое позволяет обеспечить средние потребности бедняка за один день. Размер фидйи определяется пищей или соотносимыми с ней средствами в денежном выражении. При этом для каждого региона исходят из местных экономических и бытовых условий и потребностей. Размер фидйи за пропущенный один день поста не должен быть меньше размера садакатул фитра (двух килограммов пшеницы или равной стоимости). Хотя дача фидйи (за покойного) допускается и после погребения умершего, все же лучше выполнить это до его погребения.

[1] Фидйа (فدية )досл. «жертвование», «выкуп»; жертвование чем-либо (кем-либо) ради выкупа чего-либо (кого-либо).

[2] Мискин (مسكين) — досл. «человек, которого нищета ввергла в неподвижность»; нищий, крайне бедный человек, который совершенно не обладает ничем, никаким имуществом. В отличие отфакир, мискин находится в более худшем состоянии. Факир (فقير) — слово факир является производным от факр — досл. «сломанность хребта», и означает «бедный», «бедняк», «нуждающийся». Человек, которого постигло такое несчастье, то есть сломался хребет, находится в бедственном положении, оказывается ни на что не способным, становится неподвижным, нуждаясь в помощи других. В таком же положении оказывается человек, которого одолела нужда и беднота. Но в отличие от мискина, у факира имеется еда или средства, которых хватит только на текущий день. То есть факир обладает неким имуществом, которое не достигло величины нисаба, установленного для дачи закáта.