Выступление Фарида хазрата Салмана на IV Международной исламской богословской конференции

Выступление Директора Центра  исследований  Священного Корана  и Пречистой Сунны  Республики Татарстан  Фарида хазрата Салмана на IV Международной исламской богословской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем. Образ правоверного мусульманина  в Священном Коране и Пречистой Сунне»

بسم الله الرحمـــن الرحيم   

Хвала Аллаху, Творцу миров, сотворившему человека, в наилучшем соразмерении, хвала Всемогущему Аллаху, создавшего человеку  и придавшего ему вид,  хвала Ему, установившему человека Своим наместником на земле!

Да пребудут благословения и приветствия Аллаха и ангелов  Его   с тем, чьим нравом был сам Коран, господином нашим Мухаммадом, его семьей и сподвижниками, с тем, кто был пастырем, исполняя повеления божьи учил нас благому и отвращал от скверного.

Уважаемое высокое собрание!

Мир Вам, мир нам, мир всему миру, милость Аллаха и Его благодать!

Разрешите мне поделиться некоторыми мыслями относительно темы, вынесенной на обсуждение в рамках IV Международной исламской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем». Тема этого года  «Образ правоверного мусульманина  в Священном Коране и Пречистой Сунне»

Что такое образ? Это многовекторное и многогранное восприятие. Это символ, изображение, осмысление. Он может реальным, а может быть и иллюзорным. Не затрагивая глубинные значения понятия образ, попытаемся детализировать  тему нашей Конференции.

Итак, образ правоверного мусульманина в Священном Коране и Пречистой Сунне.

Образ – это то, что составляет личность человека. Его внутренний мир, характер жизни. В то же время образ – это  то, как воспринимают, представляют, понимают  отдельно взятого человека в обществе, социуме, общине.

Мусульманин это человек, который является последователем и носителем Ислама. Ислам, зачастую переводят как подчинение, фатальную неспособность самостоятельности. Это не так. На самом деле, слово Ислам нельзя переводить одним словом, в более широком смысле слова Ислам это вверять самого себя  Своему Творцу, Всевышнему и Всемогущему Аллаху. Тому, кто знает истинные и глубинные намерения человека. Значит мусульманин это тот, кто вверил самого себя Своему Создателю, действует так Он повелел, остерегается того, что идет ему во вред.

В теме Конференции носитель Ислама, мусульманин употреблен в конструкции словосочетания. Слово мусульманин предваряется уточнением: не просто мусульманин, а правоверный мусульманин. Именно в этом уточнении, детализации и заложен подлинный смысл понятия «образ».

Кто есть мусульманин? Этот тот, кто принял душой и телом своего Создателя, возвестил об этом окружающему миру. Возвещение это внешняя констатация, она может быть действительной и  искренней, а может быть ширмой, вынужденным принятием некоторых правил жизни и поведения в обществе, их декларированием с одновременным внутренним отрицанием. Вот почему существительное мусульманин  употреблено вместе с прилагательным правоверный. Следовательно, есть те, кого можно назвать и неправоверным. В Славном Коране есть аят, гласящий:

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ ۖ وَإِن تُطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَا يَلِتْكُم مِّنْ أَعْمَالِكُمْ شَيْئًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ (14)

14. Степные арабы говорят: мы уверовали. Скажи им: нет, вы не уверовали; скажите: мы приняли ислам, потому что вера еще не проникла в сердца ваши. Если вы будете повиноваться Богу и Его пророку, ни одно из дел ваших не пропадет даром, потому что Бог снисходителен и милосерд(аль-Худжурат)

Изначально понятие мусульманин включало в себя понятия искренность, порядочность, верность. Потому верить в Аллаха и Его Посланника и Пророка, исполнять ежедневную молитву, выплачивать очистительную милостыню, поститься в месяц Рамазан и совершать паломничество к Древнему дому Всевышнего имеет смысл, только если человек делает это с искренней непоколебимой искренностью. Уточняя качество мусульманина словом «правоверный», мы раскрываем признак , которым характеризуется подлинное понятие термина «мусульманин». Тот же, кто это верит  в силу определенных факторов и не принимает все это всерьез, тот впадает в категорию лицемеров и двуличных, а может и многоликих, людей.

Всевышний и Всемогущий Аллах предупреждает нас:

يَمُنُّونَ عَلَيْكَ أَنْ أَسْلَمُوا قُل لّا تَمُنُّوا عَلَيَّ إِسْلامَكُم

 بَلِ اللَّهُ يَمُنُّ عَلَيْكُمْ أَنْ هَدَاكُمْ لِلإِيمَانِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

17. Они хвалятся перед тобой, что приняли ислам. Отвечай им: не хвалитесь пред мной вашим исламом, скорее Аллах превозносится тем, что направил вас к вере. Согласитесь с этим, если вы искренни (аль-Худжурат)

Источниками руководства для мусульман являются Священный Славный Благородный Коран. Это – теория. Человеческий род был бы не в состоянии понять его смыслы, освоить значения, распознать суть в меру развития общества, если бы это не было сделано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) Все то, что было сделано им ради того, чтобы мы смогли понять заложенный в Священную книгу смысл, называется Сунной, т.е. традицией. Сунна есть реальное осмысление и воплощение в жизнь того, что повелел нам Всемогущий и Всевышний Аллах. Это – практика. Отрицание пророческой Сунны есть отрицание самого Корана.

قُلْ أَتُعَلِّمُونَ اللَّهَ بِدِينِكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

16. Скажи: разве вы полагаете научить Бога религии вашей? Но Бог знает все, что на небесах и на земле. Бог всеведущ (аль-Худжурат).

Священный Коран и Пречистая пророческая Сунна раскрывают подлинный образ того, кто искренне и непоколебимо принял Веру.

Всевышний Аллах сотворил человека, сделал его венцом своего творения, вложил в него самое лучшее, Он соразмерил его, наделил восприятием и возможностью оценки совершаемого.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), будучи последним в череде божьих Пророков,  являлся и останется таковым для нас воодушевляющим образцом подражания. Его жизнь, отношение с Всевышним Творцом, с обществом, домочадцами, сподвижниками, друзьями и врагами, со всем окружающим миром дают ответ на главные вопросы, которыми задается в своей жизни правоверный мусульманин: каким быть в жизни, как себя вести, как достичь внутренней и внешней гармонии.

Быть правоверным мусульманином — не просто. Тем более в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Публичное декларирование  своей принадлежности к умме накладывает на мусульманина множество обязанностей. Любое движение, действие, суждение воспринимается как сам Ислам, его повеления или запреты: благодеяние воспринимается благом, а всяческое неправильное действие вызывает не только неприятие, но автоматически переносит его Ислам и всех мусульман.

Мусульманский мир, пожалуй, сегодня переживает самый сложный период своего развития. Укрепились те, кто, на словах провозглашая себя правоверными мусульманами, на практике все делают наоборот, увеличилось число тех, кто пытается у нас уже не просто украсть, а отобрать наш Ислам. С верой не в Бога в сердцах, а по повелению дьявола они пытаются очернить Ислам. Но мы, мусульмане знаем и уверены в том, что Всемогущий Аллах бережет и сохранит Веру. Это означает, что каждый мусульманин, должен деять и трудиться ради этого, показывать личный  пример и становиться примером для других.

Ислам сегодня мировая религия, таковой она стала  по причине доброго слова и благого поступка, который совершали сподвижники Посланника Аллаха (да будет всеми ими доволен Аллах), а затем последователи и последователи последователей, воодушевленные словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) «Мусульманин – это тот, кто не наносит вреда другим, ни языком, ни руками», «Верующий раб Аллаха никому не причинит вреда в гневе. Никогда не пойдет на грех ради любимого человека. Никогда не проявит вероломства в отношении того, что дано ему на хранение. Никогда не станет завидовать. Не посягнет на достоинство другого. Никого не оскорбит. Не станет никому давать плохих прозвищ. Он смиренен в намазе. Он выплачивает закят без задержек. В изобилии он благодарен. Он довольствуется тем, что имеет. Он никогда не присвоит себе того, что ему не принадлежит. Он никогда не станет мстить другим. Он общается с людьми, чтобы узнать что-то новое. Столкнувшись со злом и несправедливостью, он проявляет терпение, пока Аллах Всевышний сам не отомстит»

Таков образ подлинного мусульманина, который мы видим в Священном Коране и Пророческой Сунне.

Правоверный мусульманин это не просто декларирование, констатация, зафиксированная в божьих словах, но реальная практика, доброе восприятие и хороший пример на словах и в делах.

Благодарю каждого участника IV Международной исламской конференции, откликнувшегося на наше приглашение обсудить столь обширную актуальную тему, внести свой вклад в его современное осмысление и воплощение.

و السلام عليكم و رحمة الله و بركاته