Хубайб бин ‘Адди Аль-Авси

Хубайб бин ‘Адди Аль-Авси Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) – сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который участвовал в сражениях при Бадре и Ухуде.

Хубайб был первым человеком, который был распят на пути Аллаха, и первым, кто положил начало совершению намаза перед смертью. О его жизни и самых важных чертах его характера мы расскажем в этой статье.

К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришли люди из племени ‘Азаль и Каре и попросили его: «О Посланник Аллаха, мы приняли Ислам, потому отправь к нам несколько человек из числа твоих сподвижников, чтобы они разъясняли нам религию, обучали нас Корану и учили нас законоположениям (шариату) Ислама».

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил к ним группу из шестерых сподвижников: Мурсида ибн Абу Мурсида Аль-Ганави (который был назначен их амиром), Халида ибн Аль-Бакира Аль-Лайси, ‘Асима ибн Сабита ибн Абу Аль-Аклаха, Хубайба ибн ‘Адди, Зайда ибн Ад-Дасина и ‘Абдуллаха иб Тарика (да будет доволен ими всеми Аллах).

Когда эта группа достигла местечка Раджи, они попали в западню. Все они были убиты, кроме Хубайба Аль-Авси и Зайда ибн Дасина. Что же касается Хубайба и Зайда, то они были захвачены в плен. Потом их отвели в Мекку и продали там в рабство. Это было после события битвы при Бадре.

Хубайба купили сыновья Аль-Хариса ибн ‘Амира ибн Навфаля ибн Манафа, которого он убил в битве при Бадре. Некоторое время он оставался у них в качестве пленника, пока они не решили убить его.

Верность Хубайба и его отказ от вероломства

В тот день, когда сыновья Аль-Хариса приняли решение казнить его, узнав об этом, Хубайб попросил у одной из дочерей Аль-Хариса бритву (чтобы побрить волосы на теле). Она дала ему бритву.

Потом она рассказала: «В этот момент я не уследила за своим ребёнком, который подошёл к Хубайбу, а он посадил ребёнка к себе на колени. Когда я увидела, как Хубайб, в руках у которого была бритва, посадил моего мальчика к себе на колени, я испугалась так, что Хубайб заметил это по моему лицу и сказал: «Ты боишься, что я убью его? Я ни в коем случае этого не сделаю»». Тогда она воскликнула: «Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И, клянусь Аллахом, когда Хубайб был заключён в нашем доме, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа в руке гроздь винограда размером в голову человека, ел его, а в то время винограда в Мекке ещё ни у кого не было!»» И она говорила: «Поистине, это был удел, который Всевышний Аллах даровал Хубайбу!»

Хубайб желает совершить намаз даже перед смертью

Когда Хубайба вывели на казнь, он сказал: «Если вы позволите, я здесь совершу намаз в два ракаата». Они не возразили, и Хубайб совершил намаз в два ракаата, а потом сказал: «Клянусь Аллахом, я не хотел, чтобы вы посчитали, что я специально затягиваю намаз из-за страха перед смертью, дабы оттянуть свой конец и остаться дольше в живых, а то я бы обязательно его удлинил».

То есть «я обязательно совершил бы ещё два раката, если бы эти люди не посчитали, что я боюсь смерти и использую молитву только как предлог, чтобы оттянуть свой конец».

Непоколебимость и стойкость Хубайба

А когда мушрики Мекки привели Хубайба на казнь за пределы Аль-Харама (Заповедной территории) к столбу, который был установлен, чтобы распять его в Тан‘име, они начали торговаться с ним, предлагая отказаться от своей религии. Но все их старания были напрасны, подобно стараниям того, кто охотится на солнце, пытаясь попасть в него стрелой из лука. Действительно, вера Хубайба была подобна солнцу по силе и свету.

Хубайбу (да будет доволен им Аллах) они предложили за отказ от религии пощадить его. На что он ответил: «Даже если вы мне подарите весь мир, я не отрекусь от своей веры».

Ведь правильно говорят, что доброе дело, совершённое одним человеком, оказывает лучшее влияние на тысячи человек, чем добрые слова тысячи человек – на одного человека.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал Хубайба (да будет доволен им Аллах) вместе с другими своими сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) к этим людям в качестве проповедников, чтобы они обучили их религии и призвали к Исламу.

Однако то племя вероломно поступило с ними. В итоге Хубайб и его спутники получили свою награду от Всевышнего Аллаха. Кто-то из них погиб на месте, а кого-то взяли плен. Попавшего в плен Хубайба вскоре распяли на столбе.

Его смерть на пути Аллаха оказала огромное влияние на мусульман и стала для них примером того, как они должны защищать Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Са‘ид ибн ‘Амир ибн Хузайм рассказал, что был свидетелем трагической смерти Хубайба: «Курайшиты резали его плоть, подняли на столб и спросили его: «Ты хотел бы, чтобы вместо тебя оказался Мухаммад?», на что Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не желаю, чтобы я был среди своей семьи в безопасности, и я не смирюсь даже с тем, чтобы хоть одна колючка впилась в ногу Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)»».

Поражённый таким ответом, полным любви к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), Абу Суфьян промолвил: «Не может быть! Я в жизни не видел даже двух влюблённых, которые любили бы друг друга так, как сподвижники любят Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».

А затем Хубайб произнёс такие стихи:

«Не боюсь я смерти, коли умру мусульманином, откуда бы ни послал мне её Аллах!

Если захочет Он, то благословенна будет каждая часть разорванного на куски тела!»

А когда Хубайба крепко привязали к столбу, он сказал: «О Аллах, поистине, мы донесли послание Твоего Пророка. О Аллах, поскорее сообщи ему о том, что с нами сделали». Потом он добавил:

اللهم أحصهم عددًا واقتلهم بددًا ولا تغادر منهم أحدًا

«О Аллах, сочти число их и уничтожь одного за другим и не оставляй из них никого!».

И после этого Укба ибн Аль-Харис ибн Амир казнил его в отместку за своего отца.

Этот случай произошёл в четвёртом году хиджры, и Всевышний Аллах посредством откровения сообщил Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) о том, что произошло с Хубайбом (да будет доволен им Аллах).

После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил ‘Амра ибн Умайята Аз-Замири, чтобы он снял Хубайба со столба, на котором он был распят. ‘Амр прибыл на место и скрытно спустил его джаназа (тело) на землю. ‘Амр ибн Умайя говорил: «Затем я спустился, огляделся по сторонам, но ничего не нашёл. Джаназа Хубайба пропала, как будто её проглотила земля. И я никак не смог найти его тело…».

Таким образом, великий сподвижник Хубайб (да будет доволен им Аллах), проявив терпение, стал первым человеком, который был распят на пути Аллаха, а совершив перед смертью намаз в два ракаата, положил начало обычаю совершения намаза перед казнью.

По материалам книг «Аль-Исаба фи тамйизи Ас-Сахаба», Ибн Хаджар; «Аль-Бидая ва ан-нихая», Ибн Касир и сайта islamstory.com

Источник