Зикр поминания Аллаха

«Зикр» в буквальном переводе означает «не забывать, помнить». В Священном Коране слово «зикр» упоминается 256 раз. В большинстве случаев это слово используется в Коране в прямом значении — «не забывать об Аллахе, помнить о Нем». А иногда оно используется для обозначения Корана (сура Аль-Хиджр, 9) и намаза (сура Аль-Анкабут, 45).
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
 «Те, кто поминает Аллаха стоя, сидя и (лежа) на боку и размышляет о сотворении небес и земли» (сура Али Г`имран, 3/191). 

Еще Всевышним Аллахом сказано:
«Поминай в душе Аллаха в покорности и страхе, поминай про себя, не вслух, и утром, и вечером и не будь из числа беспечных» (сура Аль-Аграф, 7/205).
Также Аллах говорит в Священном Коране:
«Когда забываешь о своем Господе, поминай Его» (Сура Аль-Кяхф, 18/24).
Еще в Священном Коране говорится:
«Пусть ни ваше имущество, ни дети не становятся препятствием поминания Аллаха» (сура Аль-Мунафикун, 63/9).
Существует еще много аятов, указывающих на важность зикра для человека.

В Священном Коране Всемилостивый Господь сказал:
«Только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (сура Ар-Рад, 13/28).
В других аятах говорится, что тем, кто не вспоминает Аллаха, уготованы трудности и в этой быстротечной, и в последующей вечной жизни.
А при лицемеров (мунафиков) Аллах сказал:
«Они мало поминают Аллаха» (сура Ан-Ниса, 4/142).
О достоинствах поминания Всевышнего Аллаха (зикре) много упоминается в хадисах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
— Между совершающим зикр и не совершающим его разница как между живым и мертвым. (Имам Бухари)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил в хадисе-кудси, что Аллах сказал:
— Я такой, как помнит обо Мне мой раб, и Я рядом с ним. (Имам Муслим)

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам:
— Хотите, я вам сообщу о самом хорошем деянии? 
Они ответили: 
— Да. 
Он продолжил: 
— Это поминание Аллаха. (Тирмизи)

Еще посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
— Если группа людей поминает Аллаха, их окружают Ангелы, и на них нисходит милость Аллаха (Имам Муслим).

Самым главным методом и принципом принципов во всех путях тасаввуфа (тарикатах) является зикр. Но между тарикатами нет единого мнения в том, какой зикр предпочтительнее — громкий (вслух) или тихий (про себя). Потому что в Священном Коране есть повеления восхвалять Всевышнего Аллаха и вслух, и про себя — сердцем.
Джахрий — зикр вслух — используется для того, чтобы обычный человек сначала привык постоянно совершать зикр языком — читать Коран, тасбих, тахлиль и т.д. Это помогает достичь второго уровня зикра — хафий (про себя).
С начала появления тарикатов и до нашего дня все они уделяли большое внимание общему и индивидуальному зикру. Но у всех тарикатов есть свои методы зикра. Общий зикр называется сама, айин, ихадр, а индивидуальный — лисан, кальб, хафий, ахфа, сырр.
Большинство ученых тасаввуфа говорят, что зикр вслух и про себя равны, и какой из них предпочесть, зависит от состояния самого человека.
Хафий зикр идет от Абу Бакра (радыйАллаху ганху), и тарикаты, применяющие его, называются «сыддыки». Джахри зикр идет от Г`али (радыйАллаху ганху), а тарикаты, применяющие его, называются «хайдари» (по одному из имен Г`али). Существует зикр (повторение слов) таухида, лафза аль-джаляль, асма.