Знания

Абсолютно всё знает только Создатель, а знания созданных ограничены. Аллах знает все о Себе и о своих созданиях. Он знает все, что есть, было и будет и даже то, чего не будет – во всех подробностях. Его Всезнание вечное и не меняется, а знания людей увеличиваются и уменьшаются. Человек рождается без знаний, а все, что он знает – это то, что он приобретает в течение жизни. Люди знают только то, что Аллах дал им знать.

Из совокупности знаний, которые дано знать людям, есть:

→ Знания, которые каждый человек обязан усвоить – Фард-‘Айн. Это минимальные необходимые религиозные знания, которые включают в себя знания о Создателе, о Пророках, об обязательных ритуалах, о том, что разрешено и запрещено, и т.д. А также обязательными становятся знания по тем вопросам, которыми человек намерился заняться. Например, если он собрался жениться или стать бизнесменом, то он должен знать свои обязанности, а также то, что разрешено и что запрещено в этом деле. Если человек не получил обязательные знания, то это грех. Дело, которое не соответствует Шари‘ату, не будет засчитано и не будет за него вознаграждения от Аллаха.

→ Знания, которые обязан знать кто-нибудь в этом обществе – Фард-Кифая. Сюда входит более глубокое знание религии, так как в обществе должны быть те, кто хорошо разбирается в религиозных вопросах и знает доказательства. Знаний по Исламу очень много, например, знать Хадисы с полной цепочкой передачи до Пророка, знать наизусть Коран и его толкование и т.д. А также Фард-Кифая – противостоять сектам, которые причисляют себя к Исламу, и уметь опровергать их заблуждения.

А также сюда входят важные для общества профессии – медицина, инженерия и так далее. Надо, чтобы кто-то умел лечить людей, строить дома, шить одежду и так далее.

Если кто-то из общества усвоил эти знания, то с остальных снимается ответственность.

→ Полезные знания, которые можно изучать по желанию. Например, если уже выполнена коллективная обязанность и есть в обществе врачи, то по желанию можно изучать медицину.

→ Знания, которые запрещено изучать (например, магия).
→ Особые знания, которые не достигаются обучением, например, некоторым святым Аллах дал знать толкование снов, а Пророкам – Откровения.

Есть истинные знания и есть заблуждения:

Все истинные знания, включая светские науки, переданы от Пророков (мир им). То есть Пророки передавали людям не только религиозные знания, но и основы всех достоверных наук – знание языков, математики, биологии, географии и других наук, а также как строить дома и города, производить продукты питания, шить одежду, чеканить монеты и так далее. Первый человек и Пророк – Адам (мир ему)– знал всё необходимое для жизни на земле, и эти знания передавались из поколения в поколение. Приходили другие Пророки и передавали новые знания, а люди после них продолжали изучать и делать открытия.

Заблуждения есть в религиозных и в мирских вопросах. Есть заблуждения о Боге, о Пророках, о создании этого мира, которые распространяют разные религии и секты, а также лженаука.

«Научные» заблуждения, которые являются неверием: дарвинизм, теория «большого взрыва», разные теории о появлении и строении мира и т.д.

Современные светские «ученые» ошибочно полагают, что к истинным знаниям относятся не только то, что истинно и очевидно, но и различные теории и предположения. Причем, они сами дают определение, что теория – это совокупность выводов, полученных на основе предположений, т.е. у них нет никакой уверенности в истинности этих предположений. Факт – это то, что действительно и не подлежит сомнению. А предположение – это всего лишь субъективное мнение. Например, то, что камень можно поделить на две и более части – это факт, а что будет происходить с ним в результате химических реакций на уровне мельчайших частиц – это все лишь предположение.

Профессор Эмиль Джабар Думит, преподающий в одном из американских университетов, в своей книге «Руководство для учителей» сказал, что «Теория – это предположение. А предположение не принимается окончательно как подтвержденная истина».

Самые лучшие и важные знания из всех – это знания об Аллахе.

Самое высокое и почетное место из всех наук занимает наука о Единобожии, так как она содержит самую важную информацию – это знание об Аллахе, о том, что достойно Его, и то, что нельзя приписывать Ему.

Источники знаний

У людей есть три источника истинных знаний: восприятие органами чувств, достоверные сведения, разум.

1) Восприятие – это получение знаний в результате непосредственного контакта с окружающим миром через органы чувств, т.е. когда человек получает информацию посредством пяти органов восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Например, если один человек говорит, что мел белый, а другой утверждает, что он черный, то для того, чтобы убедиться в том, что он действительно белый, мы полагаемся на зрение.

2) Достоверные сведения бывают двух видов:

– достоверное известие (Хабар мутауатир). Это информация, переданная таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились обмануть. И оно дает нам такие знания, которые не нуждаются в доказательствах и дополнительных размышлениях (‘Ильм дарурий), например, знания о правителях, которые правили в давние времена в далеких странах.

– сообщение Посланника. Его пророческая миссия подкреплена чудом, поэтому все, что он передает, является достоверной информацией (‘Ильм истидлялий). Знание, полученное от Пророка, подобно знанию, полученному через непосредственное восприятие, то есть несомненно.

3) Разум также является способом получения истинных знаний. Знания, полученные при помощи разума, бывают очевидными – опирающимися на здравый смысл и не требующими размышления (‘Ильм дарурий) (например, что часть меньше целого), или приобретенными (Иктисабий) – требующими изучения и рассуждения (Истидляль).

От кого получить истинные знания

Правильный способ получить религиозные знания – это обратиться к достоверному учителю, который получил знания по цепочке от самого Пророка Мухаммада, (ﷺ). Знания можно получать только «из уст в уста», то есть обучаясь у учителя, а не изучая книги самостоятельно.

Не имея соответствующих знаний, самостоятельное изучение даже достоверных книг или информации в интернете может привести к заблуждению. Тем более, что в наше время большинство информации об Исламе искажено. Когда человек читает художественную литературу, то у каждого складывается личное мнение и понимание. Но в религиозных знаниях такого не должно быть – их понимание должно полностью соответствовать тому, что передал Пророк, (ﷺ).

Наша религия имеет достоверный источник и непрерывную цепочку передачи знаний. Она не выдумана человеком, а ниспослана Богом. Сам Пророк Мухаммад, мир ему, получал знания от учителя – Ангела Джабариля. И перед тем, как передавать Священное Писание людям, он сначала повторял его своему учителю. Без сомнения, он сразу все понимал и запоминал правильно, но пересказывал своему учителю. И это учит нас, как передавать знания.

Пророк Мухаммад, (ﷺ), сказал:

إِنَّمَا الْعِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ

«Поистине, знания получают путем передачи [от учителя к ученику]».

То есть религиозное образование – это передача знаний «из уст в уста» от достоверного учителя, который сам получал знания от достоверного учителя. Эта цепочка непрерывно следует до сподвижников Пророка, (ﷺ), которые получили эти знания от самого Пророка Мухаммада, (ﷺ).

Запрещено обращаться за религиозными знаниями к немусульманам, к невежественным людям и самоучкам. А также запрещено обращаться к сектантам и лжеученым. Не задают религиозные вопросы большим грешникам. Поэтому надо очень внимательно подходить к выбору учителя.

Имам Ан-Навави сказал:

لا يَجُوزُ اسْتِفْتَاءُ غَيْرِ الْعَالِمِ الثِّقَةِ

 «Запрещено обращаться за религиозным заключением к кому-либо, кроме достоверного учёного».

Великие ученые первых трех столетий со времен Пророка Мухаммада, (ﷺ), предостерегали людей от изучения религиозных наук только по книгам без достоверного учителя.

Они говорили:

لا تَقْرَؤُواْ الْقُرْءَانَ عَلَى الْمُصْحَفِيِّينَ وَلا تَأْخُذُواْ الْعِلْمَ مِنَ الصُّحُفِيِّينَ

 «Не учитесь читать Коран у тех, кто учился его читать самостоятельно, а также не берите религиозные знания у самоучек».

Любые ошибки в мирских вопросах не идут ни в какое сравнение с ошибками в религии, потому что ценой религиозных ошибок может стать вечный ад.

Великий ученый Ибн Сирин говорил:

إِنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ فَانْظُرُوا عَمَّنْ تَأْخُذُونَ دِينَكُمْ

«Поистине, эти знания – и есть Религия, поэтому обратите внимание на то, у кого вы учитесь вашей Религии».