Амир и Са‘д – дяди Пророка (ﷺ)
Кадисия – это место очень важной битвы в истории Ислама, упоминание о которой встречается не реже, чем о сражении при Ярмуке. И, если Ярмук был началом конца колониального господства Рима в странах Шама и Египта, то за Кадисией последовал полный развал одного из важнейших восточных государств – персидской империи Сасанидов.
Это событие, произошедшее во время правления Умара ибн Хатаба, покончило с угрозами существованию исламского государства и положило конец влиянию персов, длительное время господствовавших в регионе.
Сражение при Кадисии описывается как одно из самых великих и баракатных событий в мусульманской истории.
Произошло оно в середине месяца Шабан в 15 году по Хиджре. Во главе мусульман находился великий сподвижник Пророка (мир ему и благословение.) Са‘д ибн Абу Вакас.
Он был родом из знатного курайшитского племени Бану Зухра и, кроме того, имел отношение к семейству Амины, дочери Вахба, матери Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) гордился тем, что Са‘ д являлся одним из его дядей.
Са‘д ибн Абу Вакас вырос в Мекке и занимался изготовлением стрел, увлекался стрельбой из лука, охотой.
Он был видным членом мусульманской общины, являясь родственником Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), хорошим всадником, сильным и храбрым человеком.
С юности был известен как выдающийся полководец.
Са ‘д ибн Абу Вакас одним из первых принял Ислам в возрасте 17 лет.
Поистине, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о нем:
«Са ‘д ибн Абу Вакас будет в Раю».
Т. е., он являлся одним из тех сподвижников, которым Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) при жизни был обещан Рай.
Личность Са‘да приобрела присущие ему выдающиеся черты благодаря постоянному пребыванию рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям),
ведь он не разлучался с ним со времени принятия Ислама.
Кроме того, он был из числа тех, с кем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовался.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) который в каждом человеке видел присущие тому способности и развивал их, выделил Са‘да как талантливого лучника.
Уже после совершения Хиджры, в священной Медине, у него проявились способности военного командира. Это стало очевидным во время первых же столкновениях, особенно в сражении при Бадре.
Когда один из неверующих оскорбил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Са ‘д тут же нанес ему удар верблюжьей костью, той, которую арабы называют «верблюжьей бородой».
Это часть челюсти верблюда, на которой растут коренные зубы. Ясно, что удар таким тяжелым предметом должен был оказаться достаточно мощным и эффективным.
И действительно, из раны кяфира полилась кровь. Таким образом, Са‘д стал первым, кто пролил кровь за Ислам.
Поистине, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал ему дуа и сказал:
«О Аллах, сделай так, чтобы его стрелы не промахивались, а дуа принимались.
И Аллах принял дуа Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
С тех пор стрела Са‘да ни разу не пролетела мимо цели, и его дуа никогда не оставались неуслышанными.
Он стал известен как человек, чье дуа принимается Аллахом.
Вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) он участвовал во многих сражениях, и всегда побеждал благодаря той духовной чистоты, которое получили не только он, но и другие сподвижники.
Са‘д принимал участие в сражении при Ухуде. В то время, когда часть сподвижников покинули поле боя, он оказался в числе тех, кто устоял и продолжал защищать Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
В ходе сражения Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) следил за стрелами Са‘да и каждая из них достигала цели.
Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказывал ему метиться в переносицу язычника, то он попадал точно в переносицу.
Если приказывал попасть в лоб, то попадал в лоб, а если в рот, то попадал в рот.
Сраженные стрелами кяфиры падали, и Пророк (мир ему и благословение.) улыбался, радуясь меткости Са‘да.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подавал ему стрелы и говорил: «Стреляй, о Са‘д, да продлит Аллах тебе жизнь!»
Умар (да будет доволен им Аллах) заметил его блестящие военные способности еще в первых боях, во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). В дальнейшем он избрал Са‘да командующим армиями, отправлявшимися в Ирак для противостояния персам, которые намеревались сражаться с мусульманами, наголову разбивших римлян при Ярмуке.
Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) назначил Са‘да ибн Абу Вакаса главнокомандующим на восточном направлении, желая сокрушить мощь персов и римлян, в течение десяти веков господствовавших на востоке.
В это время персы собрали все имевшиеся в их распоряжении ресурсы – солдат, оружие и все остальное, необходимое для ведения войны. Узнав об этом, Умар сказал:
«Клянусь Аллахом, я тоже брошу против них все лучшее что есть у арабов».
За пределами Медины он расположил войско, собрав для него лучших коней, лучших верблюдов, лучшее оружие и лучших всадников. В результате в этом войске была собрана лучшая умма Ислама, состоящая из лучших правоверных. А Са‘д управлял ими в сражениях при Кадисии и Мадаине.
Поэтому он был первым в истории Ислама, кого назвали Амиром му‘минов.
Са‘д отправился в Ирак с тридцатитысячной армией навстречу персидскому войску, численность которого превышала 100 000 солдат.
Все они были хорошо подготовлены и вооружены самым современным оружием. А полководцем у персов был Рустум, назначенный царем Яздаджа’атом.
Са‘д, как описывал его Умар, был подобен льву. Будучи выдающимся полководцем, отличался храбростью и неустрашимостью, непосредственно участвовал в сражениях. В то же время, в отношении к своему народу, армии, каждому ее солдату проявлял доброту, жалел их.
Са‘д самым внимательным образом изучил боевые позиции, с максимальной точностью установив линии предстоящих столкновений воинов-мусульман с противником.
Он также воспользовался данными о персах, добытых разведчиками и полученных от находившихся в их рядах лазутчиков. А затем выбрал самый подходящий момент и атаковал их позиции, вступив со своей армией в ожесточенную борьбу с противником.
Сражение начиналось с такбира (т.е. возгласа «Аллаху Акбар!»). В сражении при Кадисии такбир стал паролем.
Это вполне устраивало Са‘да (да будет доволен им Аллах), который говорил:
«Поистине, Аллах одарил вас такбиром и отличил вас этим от других умматов».
Он произнес эти слова, так как знал, что такбир оказывает большое влияние на врага.
Ибо враги ничего не боятся так, как такбира мусульман во время боя.
Персы знали, что сражение предстоит не на жизнь, а на смерть, поэтому в день битвы при Кадисии дрались отчаянно.
Это была очень тяжелая битва, и потери были очень большими. Смертью шахидов пали 8500 сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и табиинов.
Никогда прежде мусульманская армия не несла таких потерь в персидских или римских владениях.
Но одержанная победа позволила очистить Ирак и территорию современного Ирана от грязи язычества.
Са‘д ибн Абу Вакас провел сражение при Кадисии, будучи больным.
Он не позволил себе отдыхать и лечиться, хотя каждый полководец имеет право на отдых и лечение при болезни. И в других общинах были те, с кем такое случалось.
Но, как видим, Са‘д не пожелал дать кому-либо возможность назвать себя «проспавшим». Он должен был всегда быть бодрствующим.
После четырех дней ожесточенных боев, во время которых был убит полководец персов Рустум, сражение при Кадисии завершилось великой победой.
Эта победа произвела на мусульман огромное впечатление, а государство персов в результате непрерывных ударов со стороны мусульман навсегда утратило свое могущество и территориальную целостность.
Была ликвидирована огромная сила противника, оккупировавшего территорию Ирака, Халиджа и часть Йемена, постоянно подвергавшего арабов унижениям и оскорблениям.
После битвы при Кадисии, завоевывая один за другим города персов, армии мусульман в течение нескольких лет добрались до границ Азербайджана на севере, а затем продвинулась и к востоку, к границам Индии.
В последующем главной задачей Са‘да ибн Абу Вакаса было строительство в Ираке новых городов, способных защитить мусульман от врагов. В особенности это касалось городы Куфы.
Именно Са‘д построил Куфу, и его по праву можно назвать первым градостроителем в истории Ислама.
Когда после предательского кинжального удара огнепоклонника Абу Лулуа умер смертью шахида Умар (да будет доволен им Аллах), дело было представлено на суд шестерых великих сподвижников. Одним из них был Са‘д ибн Абу Вакас.
В дальнейшем, когда начались политические разногласия, Са‘д отдалился от дел, уединился и повелел членам своей семьи и детям ничего ему о той смуте не рассказывать.
Са‘д был не единственным, кто отдалился от смут. Так же поступили и Абдула ибн Умар и многие другие сподвижники. Все они упомянуты в книге «Истиаб».
Они не желали участвовать во всем этом, ибо видели, что разногласия и вражда между мусульманами – не простое дело.
После битвы при Кадисии Са‘д прожил еще сорок лет, потеряв под конец зрение. Он оказался последним умершим из мухаджиров и был похоронен на кладбище «Аль Баки».
Амир ибн Абу Вакас
Если Са‘д самым прекрасным образом проявил себя в битве при Кадисии, то его брат, Амир ибн Абу Вакас, свои героические подвиги совершил в странах Шама, особенно отличившись в сражениях при Ярмуке и в Иордании.
Его макам (т.е. зиярат) находится в одной из пещер Иордании, свидетельствуя о том, какую важную роль сыграл Амир ибн Абу Вакас в великих победах Ислама.
К западу от столицы Иордании Аммана расположены так называемые «иорданские пещеры», родина Амира ибн Абу Вакаса, расположена примерно в 90 км от Аммана.
Этот город был назван в честь великого сподвижника Амира ибн Абу Вакаса, похороненного здесь после того, как стал шахидом в одном из районов, дав ему, таким образом, свое имя.
Как известно, Амир ибн Абу Вакас (да будет доволен им Аллах) является одним из знатных сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), одним из первых, принявших Ислам. Его опередили в этом только десять человек, он был одиннадцатым.
Вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) он участвовал во всех битвах. В одной из них, в битве за Шам, стал шахидом и был похоронен в городе Вакас.
Жизнь Амира ибн Абу Вакаса не была столь долгой, как у его брата Са‘да.
Амир отправился к своему Создателю, на 40 лет опередив Са‘да, умершего в 55 году по Хиджре.
Амир является братом Са‘да, а Са‘д – дядей (братом по матери) Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), поэтому Амира тоже считают дядей Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), потому что Пророк (мир ему и благословение ) сказал: «Вот мой дядя, и пусть каждый покажет мне своего дядю».
Амир, брат Са‘да (да будет Аллах им доволен), успел принести много пользы Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Об этом свидетельствует и сам факт его раннего ухода из жизни, смерть шахида в молодом возрасте.
Амир вместе с братом приняли Ислам сразу же после того, как выявился Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).
Он так же, как и брат, подвергся мучениям, ибо его мать поклялась, что оставит его под горячим солнцем до тех пор, пока он не отречется от Ислама. Но Амир отказался сделать это, оставшись верным своей религии.
Он оказался в Исламе одним из первых, приняв его вместе со своим братом Са‘дом ибн Абу Вакасом, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).
То есть Амир был из тех, кто принял Ислам благодаря Абу Бакру Сиддыку. По возрасту он старше своего брата, господина Са‘да ибн Абу Вакаса.
Он совершил хиджру в Эфиопию и вернулся в Медину не сразу. Вместе с господином Джафаром ибн Абу Талибом, он приехал в 7 году по Хиджре и участвовал в завоевании Хайбара.
Во время сражений за страны Шама Амир ибн Абу Вакас занимал должность командира и был одним из помощников Абу Убайды при подготовке армий к сражениям.
Господин Амир ибн Абу Вакас был одним из тех полководцев, которых Абу Бакр направил для борьбы с вероотступниками и сражений в странах Шама.
Сохранились сведения, что Амир ибн Абу Вакас в период этих завоеваний доставлял письма, которые отправляли друг другу Абу Убайда из Шама и Абу Бакр, находившийся в Медине.
То почтение, с которым люди относятся к Амиру ибн Абу Вакасу, выделяя его из тысяч сподвижников, ставших шахидами на этой земле, еще раз подтверждает его полководческие способности, проявленные в странах Шама.
У господина Амира ибн Абу Вакаса было самое главное, обязательное для полководца, качество – истинная вера, стойкий и крепкий иман.
Нет достоверного источника, подтверждающего, когда именно и по какой причине он умер.
Случилось ли это в битве при Ярмуке в 13 г. или же в Амвасе в 18 году по Хиджре – точно не известно.