Есть ли частичное подобие между Аллахом и Его творениями?

Раннее мы выкладывали опровержение на высказывание одного из шейхов салафитов о том, что якобы в Коране нет отрицание частичного подобия Аллаха его творениям.

Подобное утверждение способствует проталкиванию ими своих мерзких убеждений в массы. Что же вытекает из отрицания лишь абсолютного подобия, но не частичного? Из этого следует, что можно говорить, что у Аллаха есть рука, но не такая как у нас, так как они отвергли абсолютное подобие, то есть сказали, что рука не как у нас, наша рука и рука Аллаха не подобны друг другу, но утвердили частичное подобие, то есть сказали, что сама рука у Аллаха есть. Для таких утверждений им и нужно распространять это заблуждение среди мусульман. Но, очевидно, разумный человек поймет, что это их утверждение ложное. Невозможно, чтоб у Аллаха была рука, так как рука – это орган, а орган имеет место в пространстве. Далее мы приведем перевод выдержки шейха Cайфа ибн Али аль-Асри, да хранит его Аллах, где он приводит два весомых аргумента:

1) смысл подобия в арабском языке
2) слова ученых об отрицании подобия.

Шейх пишет:

Некоторые люди говорят, что в Коране отрицается только абсолютное подобие Всевышнего Своим творениям, а не частичное. И что от наших предшественников не пришло ничего относительно отрицания частичного подобия. Это мнение является ошибочным с двух сторон:

Первое: Абсолютное (тамсиль) и частичное (ташбих) уподобление имеют один и тот же смысл в арабском языке:

Имам Мухаммад ибн Абу Бакр ар-Рази (ум. 666 г.х) пишет в своем толковом словаре «Мухтару Сыхах» в разделе буквы «Шин», что ташбих – это и есть тамсиль в арабском языке:

قال الإمام محمد بن أبى بكر الرازى فى باب (شبه): التشبيه: «التمثيل وأشبه فلانا وشابهه

Также Ибн Манзур (630-711 гг.х.) говорит в известном словаре «Лисануль Араб» (13/503)что ташбих и тамсиль – это одно и тоже:

قال إبن منظور: «شبه الشبه و الشبّه المثل والجمع أشباه وأشبه الشيءُ الشيءَ ماثله….. وشبّهه به مثّله… والتشبيه التمثيل

Второе: это утверждение ложное, так как от саляфов пришло отрицание частичного подобия:

Вот некоторые тексты, и их тебе должно быть достаточно.

Ибн Касир(701-774 гг.х) сказал, комментируя слова Аллаха «затем истава над Троном» (7:54):

وَأَمَّا قَوْلُهُ تَعَالَى: {ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ} فَلِلنَّاسِ فِي هَذَا الْمَقَامِ مَقَالَاتٌ كَثِيرَةٌ جِدًّا، لَيْسَ هَذَا مَوْضِعَ بَسْطِهَا، وَإِنَّمَا يُسلك فِي هَذَا الْمَقَامِ مَذْهَبُ السَّلَفِ الصَّالِحِ: مَالِكٌ، وَالْأَوْزَاعِيُّ، والثوري، وَاللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ، وَالشَّافِعِيُّ، وَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ، وَإِسْحَاقُ بْنُ رَاهَوَيْهِ وَغَيْرُهُمْ، مِنْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ قَدِيمًا وَحَدِيثًا، وَهُوَ إِمْرَارُهَا كَمَا جَاءَتْ مِنْ غَيْرِ تَكْيِيفٍ وَلَا تَشْبِيهٍ وَلَا تَعْطِيلٍ. وَالظَّاهِرُ الْمُتَبَادَرُ إِلَى أَذْهَانِ الْمُشَبِّهِينَ مَنْفِيٌّ عَنِ اللَّهِ، فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُشْبِهُهُ شَيْءٌ مِنْ خَلْقِهِ، وَ {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ} [الشُّورَى:11] بَلِ الْأَمْرُ كَمَا قَالَ الْأَئِمَّةُ -مِنْهُمْ نُعَيْم بْنُ حَمَّادٍ الْخُزَاعِيُّ شَيْخُ الْبُخَارِيِّ -: «مَنْ شَبَّهَ اللَّهَ بِخَلْقِهِ فَقَدْ كَفَرَ، وَمَنْ جَحَدَ مَا وَصَفَ اللَّهُ بِهِ نَفْسَهُ فَقَدْ كَفَرَ». وَلَيْسَ فِيمَا وَصَفَ اللَّهُ بِهِ نَفْسَهُ وَلَا رَسُولَهُ تَشْبِيهٌ، فَمَنْ أَثْبَتَ لِلَّهِ تَعَالَى مَا وَرَدَتْ بِهِ الْآيَاتُ الصَّرِيحَةُ وَالْأَخْبَارُ الصَّحِيحَةُ، عَلَى الْوَجْهِ الَّذِي يَلِيقُ بِجَلَالِ اللَّهِ تَعَالَى، وَنَفَى عَنِ اللَّهِ تَعَالَى النَّقَائِصَ، فَقَدْ سَلَكَ سَبِيلَ الْهُدَى.

«Что касается слова Всевышнего Аллаха: «затем истава над Троном», то у людей в отношении к этому много мнений, и тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе путь праведных предшественников (саляфов), имамов Малика, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи и других имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без придания образа, без уподобления (ташбиха) и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих (мушаббиха) отрицается в отношении Аллаха. Поистине Всевышний Аллах не подобен ничему из Своих творений: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий». Дело обстоит так, как сказали имамы, среди которых Ну’айм ибн Хаммад аль-Хузаи, учитель имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, уподобления. Кто описывает Аллаха тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь».

[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль ‘Азым», 3/426-427]

Также Ибн Касир пишет в тафсире 65 аята суры «Марьям»:

{ فَٱعْبُدْهُ وَٱصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيّاً } قال علي بن أبي طلحة عن ابن عباس: هل تعلم للرب مثلاً أو شبيهاً، وكذلك قال مجاهد وسعيد بن جبير وقتادة وابن جريج وغيرهم.

«Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты кого-то подобного Ему?» Сказал Али ибн Абу Тальха от Ибн Аббаса: “Знаешь ли ты кого-то абсолютно и частично подобного Аллаху?” Также это сказал Муджахид, Саид ибн Джубейр, Каттада, ибн Джурейдж и другие».

[Сайф ибн Али аль-Асри, «Аль-Кавлю Таммам», стр. 136-137]