Источник шариатских решений
Хадисы. Методы сбора. Наука о хадисах
Хадисоведение бывает двух видов – ильм би ар-риваят и ильм би ад-дираят.
Ильм би ар-риваят – это наука, уточняющая передачу слов, действий Пророка (мир ему и благословение), описание его качеств и решений. Цель этой науки – сохранение от ошибок в передаче. Польза этой науки – счастье в обоих мирах. Это одна из самых почтенных наук, потому что благодаря ей мы познаём, как нужно следовать за Пророком (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Да осчастливит Аллах человека, который услышал от меня что-либо и передал это другому так, как услышал» (Абу-Давуд, ат-Тирмизи).
В книге «аль-Авсат» Табарани рассказал со слов Ибн Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Окажи милосердие моим наместникам». Тогда мы спросили у Пророка (мир ему и благословение): «А кто твои наместники?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, которые передают мои хадисы, и обучают им других».
Во времена Пророка (мир ему и благословение) источником шариатских решений был только Коран. Пророк (мир ему и благословение) запрещал сподвижникам писать хадисы, боясь, что люди будут путать хадисы с Кораном. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Вы не записывайте мои слова, а тот, кто записал от меня что-либо, кроме Корана, пусть стирает это». Но, несмотря на запрет, Пророк (мир ему и благословение) дал разрешение писать хадисы Абдуллаху ибн Амру – знатоку многих книг, который умел писать на арабском и ассирийском языках, в то время как другие сподвижники были неграмотны. И только тогда, когда были ниспосланы почти все откровения (вахью), когда большинство сподвижников выучили Коран наизусть, и уже не было опасности смешивания Корана с хадисами, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы пишите знания». Передано от Рафиа ибн Хадижа, что он спросил Пророка (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха! Мы слышим от тебя многое, можно ли писать то, что мы слышим от тебя?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вы пишите, в этом нет запрета».
После того, как Пророк (мир ему и благословение) ушёл из жизни, немногие сподвижники писали хадисы, то же самое было и во время правления четырёх халифов. Были и те, кто не желал писать хадисы, особенно Абубакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах). Когда прошло время великих сподвижников, люди почувствовали, что нуждаются в продолжателях, которые проявляли бы усердие в собирании хадисов и повелевали их писать. Хасан ибн Али говорил своим детям и детям брата: «Вы изучайте и обучайте других, вы сегодня молодые, но завтра будете взрослыми, и тот из вас, кто не сможет запомнить, пусть пишет».
Некоторые сподвижники передавали очень много хадисов. Больше всех передал Абу Хурайра – 5374 хадисов, потом Абдуллах ибн Умар – 2630 хадисов, потом Анас ибн Малик – 2286, потом ибн Аббас – 1660 хадисов, затем Джабир ибн Абдуллах – 1540, после него Абу Саид аль-Худрию – 1170, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала 2210 хадисов.
Первым человеком, кто собрал хадисы воедино, был Мухаммад ибн Муслим ибн Шихабу аз-Зухри – один из выдающихся алимов того времени (он умер в 124 г. по хиджре). Сделал он это по повелению правителя правоверных Умара ибн Абдуль Азиза.
Позднее многие алимы составили сборники хадисов. Потом наступило время имама аль-Бухари (194 – 256 гг. х.). Он изучил все книги хадисов, но обнаружил, что в этих сборниках есть и достоверные, и слабые хадисы. Поэтому он работал над собранием только достоверных хадисов. Такую же работу после него сделал имам Муслим (206 – 261 гг. х.).
Во времена Пророка (мир ему и благословение) собирание хадисов было обычным и распространённым делом. Некоторые, оставляя дома, отправлялись в далёкий путь, иногда даже ради одного хадиса, чтобы просто узнать о его достоверности. Они шли к Пророку (мир ему и благословение) за тем, чтобы услышать Коран, и получить знания. Так сделал Джабир ибн Абдуллах аль-Ансарийю. Об этом он рассказал так: «Абдуллах ибн Унайса услышал от Пророка (мир ему и благословение) хадис. Тогда я купил верблюда и направился к нему в Шам. В пути я пробыл месяц. И когда я дошёл до его дома, то попросил дворника передать, что у двери Джабир. Дворник спросил: «Сын Абдуллаха?». Я ответил: «Да». Абдуллах ибн Унайса вышел и обнял меня. Я сказал: «Говорят, что Вы слышали от Пророка (мир ему и благословение) хадис, и я боюсь умереть, не услышав его». Абдуллах ответил, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах будет воскрешать людей в Судный день».
А Абу Айюб аль-Ансарийю в поиске хадиса отправился из Хиджаза в Египет. Подобные подвиги среди сподвижников и алимов не редкость. В наше время мало кто способен на такой поступок. Рискуя жизнью, оставив семью, преодолевая трудности пути и думая об умме, они собирали хадисы. И этого достаточно, чтобы мы искренне следовали Сунне Пророка (мир ему и благословение). Да воздаст Всевышний им лучшим воздаянием! Амин.
Вторая наука – ильм би ад-дарият или усулюль хадис (мустляхуль хадис) — познаёт сущность хадисов, условия их передачи, разновидности передачи, решение принимать такую передачу или нет, состояние передатчика хадиса.
Первый, кто составил книгу, удовлетворяющую всем требованиям, был Абу Мухаммад ар-Рамахурмузийю, который умер в 369 г. по хиджре.
Мухаммад Магомедов