История появления первых мусульманских монет

Монеты – это такой привычный для нас предмет повседневной жизни, что мы весьма редко задумываемся об их происхождении. А между тем дизайн, форма монеты могут рассказать нам о многом. В этой связи весьма интересно проследить историю первых металлических денег, выпущенных на мусульманских территориях.

Принято считать, что монеты появились впервые в древнем государстве Лидия, которая располагалась на территории западной части современного полуострова Малая Азия. Именно здесь в VI веке до н.э. пошла традиция выпуска государственного символа как гарантии стоимости кусочков металла, на которых они были выгравированы.

При жизни самого пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) на территории Аравийского полуострова собственных монет не чеканили. В торговле, по прежнему употреблялись золотые византийские и иранские серебряные монеты, но пользовались ими в основном в развес. А привычной для нас фиксированной стоимости они не имели.

К середине VII века арабы продвинулись на Ближний Восток, и волей неволей пришлось вступить в контакт с сообществами, где уже сложилась устойчивая традиция чеканки монет. Самыми распространенными в Византии были медные деньги, реже золотыми. В Персии (т.е. Иране) в ходу были серебряные дирхамы.

Эти традиции отчасти были переняты и мусульманами. В Сирии, Египте началась чеканка медных монет, а серебряные производились на территории нынешнего Ирака и Ирана.

Первые монеты при этом не несли на себе явно исламского отпечатка и поэтому во многом повторяли уже существовавшие на тот момент формы и традиции.

Монеты же именно с мусульманской символикой появились впервые в 661 году при основателе Омейядской династии халифе Муавии ибн Абу Суфьяне, т.е. почти через тридцать лет после смерти Пророка Мухаммада. Несмотря на то, что он проводил воинственную политику, тем не менее, он стремился нивелировать религиозные многообразие, выпуская золотые монеты, идентичные византийским: на одной стороне изображался византийский император Ираклий (правивший с 610 по 641 год) и его сын, на другой традиционная надпись на латыни. Вместо креста изображался скипетр/жезл. Однако такие монеты постепенно были выведены из оборота, так как христианское население, все еще составлявшее значительную массу, отказалось пользоваться ими.

Начиная с 663-664 году халиф Муавия начал датировать монеты уже согласно исламскому летоисчислению, но, судя по всему, это уже не вызвало столь серьезных возражений).

Причины такого консервативности в дизайне металлических денег связаны с двумя факторами.

Первый – консервативное отношение людей к деньгам вообще. Поэтому необходима была очень веская причина для резкой смены формы и дизайна монеты.

И второе – отсутствие резкого и радикального навязывания символов новой религии – ислама населению еще порой мало знакомому с ее основами, говорит нам о толерантности первых правителей арабского халифата и готовности их идти на компромиссы.

20-летнее правление другого халифа династии ОмейядовАбдул-Малика, которое началось в 685 году, характеризуется началом уже более серьезных экспериментов в дизайнах монет: место императора заняло изображением самого халифа, крест также исчез. Надписи остались только на арабском языке, и впервые появились изречения из Корана.

Интересно отметить, что новые золотые монеты вызвали международный кризис.

История такова: Согласно мирному договору заключенному после войны с Византией, халифат должен был заплатить некую контрибуцию. И в 692 году халиф Абдул-малик попытался отдать новыми металлическими деньгами, но византийский император Юстиниан II отказался их принять. Отказ принять новые деньги привел к возобновлению военных действий. А причина такого «упрямства» византийцев заключалась в том, что фигуры изображенные на новых монетах не были обрамлены никакими христианскими символами, но самое главное была надпись: «Бисмилля, ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах» (Во имя Аллаха, нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад Его посланник).

 Источник