Как Пророк Мухаммад ﷺ отмечал свой день рождения?
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является лучшим созданием Всевышнего. Он был послан Аллахом к людям, чтобы указать им путь истины и научить их всему благому. Поэтому он заслуживает высшего уважения и почтения.
Одним из проявлений уважения к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) является проведение мавлида, в котором упоминается он сам, рассказывается о его жизнедеятельности, читается салават, другие азкары и т. п.
Однако некоторым мусульманам не даёт покоя вопрос законности проведения мавлида с точки зрения шариата. Они с пеной у рта доказывают, что мавлид является запретным нововведением, ссылаясь на то, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не проводили это мероприятие.
Они упорно стоят на своём скверном мнении, хотя всё, что происходит на мавлиде, имеет основу в шариате, и эти богослужения, которые проводятся во время этого мероприятия, совершались и во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и после него.
Даже ярые противники мавлида признают тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отмечал день своего рождения, совершая определённое богослужение. Никто не может оспорить этот факт, ибо это передаётся в достоверном хадисе.
От Абу Катады Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о посте в понедельник, и он ответил:
ذَاكَ يَوْمٌ وُلِدْتُ فِيهِ، وَبُعِثْتُ فِيهِ، أَوْ أُنْزِلَ عَلَيَّ فِيهِ
«В этот день я родился, в этот день я стал пророком, и в этот день на меня снизошло откровение». (Муслим, 1162)
Однако противники мавлида возражают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в свой день рождения соблюдал только пост, а сторонники отмечают его, собравшись вместе и совершая различные поклонения и благодеяния, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал в этот день. Согласно этому мнению, получается, что это всё бид‘а.
Однако вопрос не в том, каким образом отметить мавлид Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если установлен тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отмечал его, то его способ проведения является вопросом иджтихада учёных-богословов.
Вопрос нашей дискуссии – относился ли с вниманием Пророк (мир ему и благословение Аллаха) к своему дню рождению? А вот как он это делал и каким образом, является вопросом для учёных с учётом их иджтихада, видения и положения.
Вопросов иджтихада, подобных этому, очень много. Можно перечислить множество поклонений, основы которых установлены в Исламе, но способ совершения которых оставлен на усмотрение уммы.
Одним из таких примеров является изучение, обучение и выучивание наизусть Священного Корана, в достоинствах которого нет сомнения ни у кого. Но от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передаётся установленного единого способа или метода, от которого нельзя отходить. Как быть в таком случае?
Мы сегодня видим специализирующиеся в изучении Корана школы и институты, по окончании которых выдаются свидетельства и дипломы. Время от времени проводятся конференции, форумы и другие собрания, связанные с изучением Корана.
Мы также видим записи Корана на дисках и других электронных носителях. Многочисленные записи в аудио- и видео-формате загружены в интернет. Отдельные издательства печатают Коран огромными тиражами.
Помимо этого, целые институты работают над подготовкой новых дизайнов Корана, его страниц, образцов бумаги, формы, вида, объёма, шрифта, формы букв и прочего, чтобы верующие при виде Корана радовались и были довольны.
Разве всё это было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах)? Неужели всё это тоже запрещено, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не проявлял заботу об изучении, обучении, выучивании и издании Корана именно таким образом?
Из всего вышеприведённого мы понимаем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сам возвеличивал день своего рождения, проявляя в этот день благодарность Всевышнему Аллаху за величайшее благо, которым Он одарил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за то, что Он оказал ему милость – создал его и даровал ему мирскую жизнь.
Это возвеличивание Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выражал соблюдением поста, как об этом говорится и в вышеупомянутом хадисе. В словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) «В этот день я родился» заключён смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования могут быть разными.
Эти слова также указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он постом или угощением людей, сбором для поминания или благословения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах и т. п.
Собрания, на которых исполняются мавлиды, являются величайшим средством для призыва людей к пути Всевышнего Аллаха, это золотой шанс, который нельзя упускать.
Проповедники и учёные-богословы обязаны постоянно напоминать мусульманской общине о Пророке (мир ему и благословение Аллаха), о его прекраснейшем нраве, этике, характере, жизнедеятельности, взаимоотношениях с другими людьми, поклонении и других сферах жизни. Они должны наставлять людей, указывать им на благо и спасение, и предостерегать их от бед, запретных новшеств, зла, от всяких смут и заблуждений.
И, поистине, мы всегда призываем к этому, участвуем в этом и говорим людям, что самоцелью подобных собраний не являются всего лишь собрания и другие внешние, формальные действия, это прекрасное деяние, ведущее к благородной цели. А тот, кто не извлёк из мавлида для себя ничего полезного, лишён его благ.