Как шайтан вводит нас в заблуждение?

Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижники!”

Поистине, у шайтана есть два пути, посредством которых он искушает и вводит в заблуждение мусульман. К одному из этих путей он подталкивает тех, кто склонен к грехам, подвержен упущениям и халатному отношению к религии.

Такому мусульманину он приукрашивает грехи и ублажение своей похоти, отдаляя его от послушания Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллам). Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллам), говорил:

«Рай окружен тем, к чему испытывают неприязнь, а Ад окружен страстями». (Бухари 6487, Муслим 2822)

К другому же пути шайтан подталкивает тех, кто усерден в поклонении и подчинении Аллаху. Для такого человека он приукрашивает чрезмерность и толкает к излишеству в религии, дабы испортить ее. Аллах – Свят Он и Велик – сказал: 

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (ан-Ниса 4: 171)

Также на опасность излишества в религии и отклонения от истины указывает хадис пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), который передал Хузайфа. В нем сообщается, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)».

Хузайфа спросил:

О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет». (Аль-Бухари в “ат-Тарих” 297,

Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3201)