Мечеть аль-Харам Байтуллах в Мекке

Первый храм на земле

«Всевышний красив и любит красоту», – гласит известный хадис. И красота признается атрибутом Божественной сущности. Ислам создал цивилизацию, в которой искусство всегда занимало важное, ключевое место, и это место сохранится за ним до тех пор, пока будет существовать эта цивилизация. Можно утверждать, что ислам исповедует эстетический взгляд на жизнь. Ясные указания Корана о понимании красоты Творения и всего созданного Аллахом , ясно и открыто свидетельствует о серьезном внимании ислама к красоте.

На протяжение многих веков исламское искусство сумело создать такую среду, в которой мусульмане живут, постоянно помня и размышляя о красоте, которая в конечном итоге исходит от Аллаха , Который красив (джамил) в самом высоком значении этого слова. Исламское искусство стремится отразить единственность Всевышнего. Архитектура мусульманских храмов яркая страница мировой культуры. Следуя религиозным канонам, создатели мечетей при этом воплощали в их облике и украшении ещё и национальные традиции, дух времени, собственную индивидуальность. И потому рождались шедевры.

Великую мечеть в Мекке соотносят с началом земной цивилизации. Считается, что здесь пророком Адамом (аляйхи-с-салям) был выстроен первый храм на Земле, разрушенный Всемирным потопом и восстановленный на сохранившемся фундаменте пророками Ибрахимом (аляйхи-с-салям) и Исмаилом (аляйхи-с-салям). Закончив работу, они по указанию ангела Джабраила (аляйхи-с-салям) обошли восстановленный храм семь раз и вознесли Господу молитву.

Чтобы призвать людей на поклонение к Каабе, Ибрахим (аляйхи-с-салям) чудесным образом вознесся над горными кручами и обратился cо словами: «О, люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм!» И тут откликнулись со всех сторон голоса: «Пред Тобой, Господи, пред Тобой!»

И теперь каждый год, в священный месяц зу-л-хиджжа, стекаются сюда, к Дому Аллаха , сотни тысяч мусульман. Бесконечной вращающейся вереницей окружают они древнюю Каабу и спешат оповестить Господа о выполненном ими священном долге: «Лабайк-аллахума лабайка» («Пред Тобой, Господи, пред Тобой»).

Кааба – главная святыня Ислама, «кибла». Во время молитвы мусульмане всего мира поворачиваются лицом в сторону Мекки, где находится Кааба, к Каабе обращены михрабы всех мечетей мира.

Слово «харам» по-арабски имеет два значения: «священный» и «запретный»; «Байт-Уллах» означает «Дом Аллаха». Мусульмане почитают мечеть Харам Байт-Уллах особой святыней, в которую немусульманину вход воспрещён.

Предание связывает возникновение Каабы с началом священной истории. Согласно Корану, пророк Адам и Ева (Хавва), раскаялись о своем проступке, и Аллах простил их.

В знак прощения Аллах ниспослал Адаму (аляйхи-с-салям) блестящий белый камень – аль-Хаджр аль-Асвад и вблизи горы Арафат Адам (аляйхи-с-салям) и Ева воздвигли первое святилище – Кааба. Впоследствии, передается в хадисе, камень почернел от людских грехов. А первый храм Каабы – аль-Байт аль-Харам, Священный дом, воздвигнутый пророком Адамом (аляйхи-с-салям) – стал первым храмом на Земле, посвящённым единому Богу.

Во время Всемирного потопа храм Кааба был сильно повреждён, и камень волей Божьей переместили в другое место. Святилище Кааба возобновлено пророком Ибрагимом (аляйхи-с-салям) (в Библии он зовётся Авраамом).

На протяжении столетий храм Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его. В начале VII века в Каабе произошёл сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее, люди опять восстановили Каабу.

Однако среди арабских племён, которые совместно занимались восстановлением храма, начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Чёрного камня. Этот спор был разрешён Пророком Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям). Он расстелил на земле платок и положил в центре его Чёрный камень. Затем он предложил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли лежащий на ткани священный камень и сам Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) установил камень в отведённое для него место.

Сегодня мечеть Харам Байт-Уллах представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. На трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены протяжённой крытой галереей.

Харам Байт-Уллах – одна из самых больших мечетей мира. В центре огромного пространства её внутреннего двора возвышается храм Кааба.

Слово «Кааба» в переводе с арабского означает «куб». Кааба имеет форму куба с протяжённостью сторон по 15 метров, сложенного из каменных плит. Большую часть года Кааба скрыта под чёрным покрывалом – кисвой, открывается она только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, раздают паломникам.

Внутрь храма Каабы можно войти через высокие врата. Они открываются очень редко — не чаще двух-трёх раз в год. Обычно внутрь Каабы допускаются только король Саудовской Аравии или его представитель, главы дипломатических миссий из других мусульманских стран, представители духовенства.

С тех пор, как Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) очистил её от 360 идолов, Кааба пребывает пустой. Внутри неё нет михраба, так как Кааба – центр мусульманского мира (это единственный мусульманский храм, где нет михраба). Его стены украшают только тексты из Корана.

Священный Чёрный камень установлен на высоте около метра в наружном юго-восточном углу Каабы. Выглядит как полукруглый камень размером приблизительно 30х40 сантиметров, состоящий из нескольких частей, скреплённых серебряной нитью. Глубокая впадина в середине камня образовалась в результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.

От гладкой и прохладной поверхности камня исходит приятный аромат. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются сунной установившейся после того, как это сделал Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям).

Во дворе мечети находится ещё несколько святынь Ислама. Камень «макам Ибрахим», стоящий напротив Каабы, отмечает место, на котором Ибрахим (аляйхи-с-салям) (Авраам) вел строительные работы. Полукруглая стенка, отгораживающая часть Каабы, отмечает, согласно преданию, местоположение могил Исмаила (аляйхи-с-салям) (сына Ибрахима-Авраама (аляйхи-с-салям), в Библии – Исаак) и его жены египтянки Агари (по-арабски Хаджары). Остальные члены семьи Ибрахима (аляйхи-с-салям) и сам он похоронены в Хевроне (Палестина).

Перед Чёрным камнем на расстоянии нескольких метров от него находится стена, из которой бьёт святой источник Зам-зам, открытый архангелом Джабраилем (аляйхи-с-салям).

Журнал «Ислам».