Милосердие Пророка Мухаммада ﷺ
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Неджд, что находится на северо-восточной части Аравии и известный как Ямама, группу людей для наведения там порядка. Они вернулись с Сумаматом ибн Усал, взяв его как пленника.
Сумамат ибн Усал был одним из лидеров племени Бану Ханифа из Неджда. Он был одним из лидеров Ямама. Так вот, его связали после того, как поймали. Его поймали и связали к колонне мечети. Пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Проходя мимо него, он, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «О Сумама, что у тебя, что с тобой?»
Сумама же ответил так: «О Мухаммад!».
Заметьте, он не был мусульманином. И будучи связанным, он чувствовал себя очень уверенно, потому что пришел из очень влиятельного племени, именуемого бану Ханиф. И этот регион – Ямама – был очень плодородным, богатым. Да и вообще, этот район был источником хлеба для Мекки и для других мест. Он был полностью связанным и при этом разговаривал с абсолютной уверенностью.
Далее он продолжил: «Если ты убьешь меня, то убьешь человека крови».
Это означает: за это будет месть. Я лидер. Мое племя могущественное. Оно не простит эту кровь. И за ней последует месть. И они не успокоятся, пока не отомстят за мою кровь.
Поэтому он сказал: «О Мухаммад! Если ты убьешь меня, то убьешь человека крови. А если же ты смилуешься надо мной и покажешь мне свою благосклонность, то ты проявишь эту милость и благосклонность тому, кто будет благодарен тебе за это. Если ты желаешь имущество — проси всё, что пожелаешь».
Он был уверен в себе, говоря: «ты можешь взять всё, что пожелаешь».
Так он дал три ответа:
«Если ты убьешь меня, то убьешь человека крови. Если же ты покажешь свою благосклонность, то ты покажешь ее тому, кто будет благодарен. А если же ты хочешь имущество, то проси все, что пожелаешь. Ты получишь это».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил его связанным. И на следующий день он снова проходил мимо пленника и сказал ему:
«О Сумама, есть ли у тебя что сказать?».
Затем Сумама ибн Усал сказал: «О Мухаммад! Я говорю тебе то же, что сказал тебе вчера. Если ты проявишь благосклонность, то ты проявишь ее тому, кто будет благодарным».
Здесь есть такой интересный момент. Вчера он произнес три предложения: «Если ты убьешь меня, то убьешь человека с родословной. Если смилостивишься, то обнаружишь меня благодарным. И если ты желаешь имущество, то проси, что хочешь, ты это получишь».
А сегодня, лишь день спустя, когда ему был задан тот же самый вопрос, он не упомянул все три своих ответа, а произнёс лишь один. Он сказал: «О Мухаммад! Я говорю тебе то же, что сказал вчера. Если ты проявишь свою благосклонность, то проявишь ее тому, кто будет благодарным».
Вчера он упомянул два других предложения тоже. Но почему он не повторил их сегодня!?
Он говорил: «Если ты убьешь меня, то убьешь человека с родословной. И, если желаешь имущество, то проси, что хочешь».
Это всё потому, что за один день встречи с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вглядываясь в него: на его поведение, на его характер, на его выдержку, отношение к своим сподвижникам и каждому мусульманину в своей мечети — Сумама осознал три вещи с абсолютной убежденностью и уверенностью:
Первое, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует — это необычный человек.
Так вот второе: Он сказал ему, что если ты убьешь меня, то убьешь человека с родословной. Он был убежден, что в самой сущности и характере Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было ничего подобного.
И третье: днем раньше Сумама предложил ему имущество. Но через один день он осознал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, — это человек не этого мира, который желает богатства. Именно поэтому на второй день он сказал:
«О Мухаммад! Я говорю тебе то же, что и сказал тебе вчера».
То есть, он знал, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не нужны богатства и что он не убьет его. Он сказал:
«Я говорю тебе то же, что и сказал вчера. Если ты проявишь благосклонность, то ты проявишь ее тому, кто будет благодарным».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул его. На третий день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходит рядом с ним. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О Сумама, есть ли у тебя что сказать?».
Тот ответил: «О Мухаммад! Я говорю тебе то же, что сказал вчера». Но он не добавил больше ничего.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Освободите его!»
Они освободили его. Он вышел из мечети к месту, где росли пальмовые деревья и была вода. Искупался. Сделал полное омовение. И после этого вернулся в мечеть. И среди сподвижников, он встал перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
«О Мухаммад! — стоя прям перед ним. Это хадис передает имам аль-Бухари. И многие другие ссылаются на него. — На этой земле не было более ненавистного и неприятного мне лица, чем твое. Но сегодня, твое лицо любимее для меня, чем все остальные лица на этой земле. О Мухаммад! На этой земле для меня не было религии более ненавистной и неприятной, чем твоя религия. Но сегодня, из всех религий на земле, нет для меня более любимой, чем твоя религия. О Мухаммад! На поверхности этой земли не было города более ненавистного для меня, чем твой город. Но сегодня твоя земля и твой город наиболее любимы для меня на этой земле. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и что ты Мухаммад – Посланник Аллаха!»