О достоинствах Умм Хани бинт Абу Талиб – сподвижницы Пророка ﷺ

Среди достоинств этой женщины:

  • благородное происхождение;
  • родство с посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям);
  • жизнь с пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном доме;
  • сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изъявил желание жениться на ней два раза;
  • она является родной сестрой Али ибн Абу Талиба (радыаллаху анху);
  • воспитала четырех детей;
  • по одному из предположений господин Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ночевал в ее доме накануне происшествий ночи Мирадж;
  • Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что она имеет право на его заступничество в День Суда, как член его семьи (Ахли-бейт);
  • является сподвижницей Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям);
  • передала много хадисов.

Остановимся на этих достоинствах подробнее:

Благородное происхождение

Хинд бинт Абу Талиб (радыаллаху анха) является дочерью дяди Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Первоначально ее называли Фахита. Но более всего она известна под именем Умм Хани (Ибн Кудаме, Энсабюль-Курейшиййин, 397).

В одном доме с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям)

Умм Хани (радыаллаху анха) росла и воспитывалась в одном доме с посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было 20 лет, Умм Хани (радыаллаху анха) было 10.

Предложения замужества от посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень хорошо знал ахляк, адаб, состояние и поведение взрослеющей рядом с ним Хинд бинт Абу Талиб (радыаллаху анха). Поэтому он подошел к своему дяде с целью сватовства на его дочери. Но Абу Талиб сказал ему: «О, сын моего брата! Я уже выдал ее за Хубейра, мы с ним стали родственниками». Таким образом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) опоздал и Хинд (радыаллаху анха) стала женой Хубейра ибн Абу Вахба из клана Махзум.

После завоевания мусульманами Мекки, супруг Умм Хани (радыаллаху анха) сбежал в Наджран и оставшуюся жизнь провел там. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предпринял вторую попытку сделать ее своей женой, но Умм Хани (радыаллаху анха) ответила: «О, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! Еще во времена невежества ты был мне дорог и я любила тебя. Ты дороже мне моих глаз и ушей. Я люблю тебя больше, чем себя. Однако замужество – дело серьезное. Также, двое моих детей еще очень маленькие. Они так нуждаются в моей заботе. Я опасаюсь того, что выйдя за тебя замуж и уделяя внимание тебе больше, чем детям, я обделю их; также, как опасаюсь того, что уделяя внимание больше детям, чем тебе, я не смогу тебе отдать должное в полной мере. О, посланник Аллаха! Я опасаюсь создать для тебя неудобства и причинить тебе боль. Прости меня».

На что посланник Аллаха ответил: «Самые лучшие женщины на спинах верблюдов – курайшитки! Они так сострадательны к своим детям и так бережно относятся к имуществу своих мужей!» (Муслим).

Позже Фахита (радыаллаху анха) сказала Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), что ее дети выросли, и теперь она готова выйти за него замуж. Он же сказал ей, что она опоздала, так как новое откровение запретило ему жениться на любой двоюродной сестре, которая не пересилилась в Медину до завоевания Мекки:

«О, Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой…» (аль-Ахзаб, 50).

Жизнь Фахиты или Хинд бинт Абу Талиб (радыаллаху анха) наполнена баракатом присутствия посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ее жизни и благородного участия в ней.

Воспитание четверых детей

Хинд ибн Абу Талиб (радыаллаху анха) воспитала четырех детей: Хани, Юсуфа, Умара и Джа‘да. Она была очень сострадательной к маленьким детям, чем вызвала похвалу самого посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) (Муслим).

Сестра благородного Али ибн Абу Талиба (радыаллаху анху)

После завоевания Мекки некоторые мушрики испугались понести наказание за то зло, которое они причинили мусульманам, поэтому стали искать пути спасения. Двое родственников со стороны мужа Умм Хани (радыаллаху анха): Абдуллах ибн Абу Рабиа и Харис ибн Хишам скрылись в ее доме.

Когда Али ибн Абу Талиб (радыаллаху анху) пришел в дом своей сестры и увидел их, то он начал подступать к ним с мечом в руках. Тогда Умм Хани (радыаллаху анха) сказала: «Начни убивать с меня». Она предоставила родственникам мужа свою защиту. Тогда благородный Али (радыаллаху анху) вышел из дома. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышав об этом сказал: «О, Умм Хани (радыаллаху анха), мы гарантируем безопасность каждому, кому ты гарантировала безопасность. И мы предоставляем защиту каждому, кому ты предоставила защиту» (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ее доме

В связи с родством эта благородная женщина имела честь принимать в своем доме пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Так, в день взятия Мекки он зашел к ней домой. Из воспоминаний Умм Хани (радыаллаху анха) из-за долгого путешествия одежда на нем была в пыли. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил у нее чашу с водой и, обрызгивая, почистил свою одежду. Затем он, находясь за занавеской, совершил полное омовение (гусль). Потом он исполнил 8 ракаатов духа-намаза (Бухари).

А в один день посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к ней домой очень голодным и попросил принести что-нибудь из еды. В доме Умм Хани (радыаллаху анха) ничего не было кроме сушеных крошек хлеба. Он смочил их водой, посолил солью, которую ему принесла Умм Хани (радыаллаху анха), а затем попросил принести что-нибудь из приправ. На что Хинд (радыаллаху анха) ответила: «У меня кроме уксуса больше ничего нет». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел принести уксус, а затем полил его на крошки и, восхваляя Аллаха, съел их. После трапезы он промолвил: «О, Умм Хани (радыаллаху анха), какая прекрасная приправа уксус! В доме, где есть уксус не остаются голодными» (Тирмизи, Хаким).

В другой день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) навестил ее и сказал ей: «О, Умм Хани (радыаллаху анха), заведи себе овец! Потому, что они дают тебе пропитание и утром, и вечером» (Ахмад).

Имеет право на заступничество Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), как член его семьи 

Как-то Умар ибн аль-Хаттаб (радыаллаху анху) сказал Умм Хани (радыаллаху анха), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не сможет ничего сделать перед Аллахом для нее в День Суда. Обеспокоенная этим, она пошла к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и услашала от него: «Что случилось? Некоторые утверждают, что моего заступничества (шафаат) не будет моему Ахли-бейту. Мое заступничество коснется и вас» (Мухаммад Саид Мюбеййиз, Месу‘ат Хаяту‘с-сахабият, 613).

Великая сподвижница

С завоеванием Мекки в жизни Умм Хани (радыаллаху анха) настала новая пора. Ее твердая вера заявила о себе. Она часто спрашивала у посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Что я могу сделать, чтобы стать еще лучшей мусульманкой?»

Как-то к Умм Хани (радыаллаху анха) зашел пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и она спросила у него: «О, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Мои года прибавились. Укажешь ли ты мне на такое поклонение, которое я могу совершать, сидя на своем месте?» На что посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Сказав 100 раз «СубханАллах», ты получишь вознаграждение равное освобождению 100 рабов из рода Исмаила (алейхи саллям); сказав 100 раз «АльхамдулиЛлях», будешь как человек, сражающийся на пути Аллаха и имеющий 100 снаряженных лошадей; сказав 100 раз «Аллаху Акбар», получишь награду за жертвоприношение 100 верблюдов; а если 100 раз скажешь «Ля иляха илла Ллах», твоих вознаграждений будет достаточно, чтобы заполнить собой простраство между небом и землей. И нет человека лучше, чем тот, кто совершает все это» (Ахмад, Табарани).

Умм Хани (радыаллаху анха) передала много хадисов. По одной версии – 22 хадиса, по другой – 46 (Захаби, Ибн Касрави).

Благородная Хинд бинт Абу Талиб (радыаллаху анха) прожила еще 40 лет после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), она пережила Али ибн Абу Талиба (радыаллаху анху) и умерла в 50 году по хиджре.