Пророк, который постился каждый день

Как известно, постились все пророки и их последователи, начиная с нашего праотца Адама (мир ему). Эти посты были разной продолжительности. Но был один пророк, который постился каждый день. Об нём повествуется в книге «История пророков»

Пророк, прозванный Зуль-Кифль (мир ему) (букв. — заботливый, гарантирующий), упомянут в Коране. Есть некоторые разногласия в повествованиях о нём, и лучше Создателя о нём не знает никто. Некоторые считают его праведником, другие — пророком. Есть предание о том, что он мог быть Ильясом (мир ему), Закарией (мир ему) или Юшаом (мир ему).

Сказано, что одному из пророков потомков Исраилевых было ниспослано откровение от Бога, в котором говорилось, что, поскольку дни его сочтены, он должен выбрать себе преемника, который бы каждую ночь проводил в богослужении, а днём постоянно постился. Третьим условием было, чтобы он не гневался на людей.

Тогда пророк собрал всех людей и спросил, есть ли среди них тот, кто может выполнить эти три условия. Все молчали, и тогда вышел один юноша и сказал, что он сможет. Но в этот день юношу отвергли. На следующий день повторили тот же вопрос. И на этот раз все молчали, и опять вышел вперед тот же юноша с тем же ответом. Тогда пророк выбрал юношу преемником, и он стал править народом.

В «‘Араисе» сказано, что пророком, назначившим юношу наследником, был Альяса (Елисей) (мир ему) (1). Есть также предание в «Ас-Сави»(2), что этим юношей был Башир (мир ему), сын Аюба (мир ему).

Юноша (Башир) исправно выполнял условия, поставленные перед ним: ночи проводил в бдении, днем постился, без гнева правил людьми и судил их.

Шайтан, который ненавидит людей, поглощенных служением Всевышнему, ищет возможность привлечь их на свою сторону. Из зависти он пытается искушать даже пророков. Иблис трижды испытывал этого пророка, чтобы проверить, сумеет ли он сдержать обязательство не сердиться. Спал он в течение суток только в обеденное время, ибо только тогда у него находилось время для этого. Три дня подряд во время обеденного сна иблис приходил к нему за решением в образе старца, попавшего в затруднительное положение, и не давал ему покоя. Но тот спокойно его выслушивал, вежливо с ним говорил, и иблис потерял надежду рассердить юношу, после чего, согласно «Ас-Сави», «Рухуль-баян», «Хазин», «‘Араис», его и прозвали Зуль-Кифль (мир ему).

А в книге «Бада’и‘» о нём говорится по-другому, как поведал Ка‘б аль-Ахбар. Когда умер пророк Аюб (мир ему), один неверный царь — Лам, сын Да‘ама, отправил письмо сыновьям Аюба (мир ему), где выразил своё желание жениться на их сестре. Но братья отказали ему, сказав, что в их религии не приняты браки с неверными. Они написали ответное письмо такого содержания: «Если ты на самом деле хочешь жениться на нашей сестре, то прими нашу веру» – и призвали его принять истинную религию.

Этот отказ очень задел царя, и между ним и сыновьями пророка Аюба (мир ему) зародилась вражда. Обе стороны собрали войска и начали готовиться к войне. После серии поединков войска сошлись в сражении, и армия Хавмиля была разбита, а Башира сына Аюба (мир ему), взяли в плен. Войско царя тоже понесло значительный урон.

Царь решил повесить Башира, но был согласен отпустить его за выкуп. Хавмиль собирался заплатить за брата, и Башир стал гарантом уплаты выкупа. Но Хавмилю приснился сон, в котором кто-то неизвестный сказал ему: «Не отдавай выкуп и не беспокойся за брата, и царь тот примет Ислам». После растолкования сна, посовещавшись, Хавмиль передумал отдавать выкуп за брата.

Узнав об этом, царь разозлился и велел вырыть яму, чтобы сжечь Башира. Воины царя вырыли яму, в ней разожгли огромный костёр, бросили в него Башира и стали наблюдать. Но всем собравшимся на удивление огонь даже не коснулся Башира. Больше всех удивился сам царь, воскликнувший: «Посмотрите на колдовство Башира!». Но несмотря на увиденное необычное явление царь не принял веру, ибо срок этого ещё не наступил.

«О царь, мы не колдуны! Нашему деду Ибрахиму тоже не навредил огонь Намруза. И нас, его потомков, Всевышний хранит от огня», — ответил ему Башир. При этих словах сердце царя смягчилось, его коснула милость Божья, и он принял истинную веру.

Сыновья Аюба (мир ему) сделали его своим зятем, выдав за него сестру. Поддержав религию Творца, он стал воевать против неверных.

Поскольку Башир был гарантом выкупа, Лам прозвал его Зуль-Кифлем (мир ему). Хавмиль, по воле Всевышнего, отправил Зуль-Кифля (мир ему) пророком к народу Шама. А Лам вместе с Хавмилем были предводителями войска в газавате.

Тем временем умер Хавмиль, вслед за ним скончался Зуль-Кифль, затем и Лам. Шамом до времени пророка Шу‘айба (мир ему) завладели ‘амаликиты (3).


(1) Альяса (Елисей) (мир ему) — пророк, упомянутый в Коране (48 аят суры «Сад»).

(2) «Ас-Сави» – название одного из тафсиров (толкований Корана).

(3) Амаликиты — племя, прародителем которого был ‘Амлик. Он был сыном Сама, сына пророка Нуха (мир ему).

Источник