Пророк Мухаммад (ﷺ) – наш духовный наставник
Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) заставил нас отвести глаза от пыли на земле и увидеть великолепие звездного неба над головой. Он вывел нас из глубин тьмы к величию света Божия.
Он был тем, кто заставил нас разбить каменные статуи и деревянных истуканов. Именно пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) вытащил нас из грязи идолопоклонства, чтобы мы могли насладиться безмятежностью трансцендентности Бога.
В Ночь могущества во время месяца Рамадан пророку Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллам) был ниспослан Коран. Он получил его первые аяты в пещере Хира. После этого пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) научил нас, как соблюдать Рамадан посредством поста в течение дня и молитв в течение ночи.
Неожиданная трансформация
То, как Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) реформировал и совершенствовал непокорные племена Аравии и превратил их в благочестивых, дисциплинированных, богобоязненных аскетов, которые пять раз в день выстаивали молитвы в мечети, пытаясь снискать Божественное руководство, было не чем иным, как чудом.
И представьте, эти самые люди, которые когда-то упивались удовольствиями «вина и женщин», теперь проводили весь месяц Рамадан в посте и молитвах.
Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) вселил в сердца своих последователей любовь и страх перед Богом и человеколюбие. Его пример был вдохновляющим и неотразимым; и каждый из них загорелся желанием стать его ближайшим последователем.
Для них он был самым искренним и самым сердечным из лидеров. И жизнь его раскрылась перед ними, как книга: они могли видеть, как он самым тщательным образом практиковал в своей жизни то, что проповедовал.
Позволить духу царить безраздельно
Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) продемонстрировал своим последователям, что этот мир менее важен, чем последующий, и что тело менее важно, чем душа. Во время поста Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) учил их шаг за шагом, как игнорировать физические потребности, чтобы позволить духу царить безраздельно.
Отказ от еды, питья и интимных отношений был только подготовкой к следующему, более значительному этапу победы над алчностью и жадностью, похотью и распущенностью — освобождению ума от порывов страсти и вспышек гнева. Так, пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:
«Сильный человек — не тот, кто может побороть кого-то другого. Сильный человек — это тот, кто может контролировать себя, когда он злится» (Аль-Бухари).
Также Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал о влиянии поста на поведение:
«Пост — это щит, поэтому тот, кто постится, должен избегать непристойной речи и невежественного поведения. Если кто-то оскорбляет постящегося или начинает с ним драться, пусть тот ответит: «Я пощусь. Я соблюдаю пост»» (Аль-Бухари).
Суть поста, как сообщил пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам), заключается в готовности человека не просто отказаться от потакания своим слабостям, но и почувствовать нужду брата как свою собственную. И никто не был более добрым и великодушным, чем посланник Аллаха; и его щедрость достигала своего пика в Рамадан (Аль-Бухари).
Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) подчеркивал важность хорошего отношения к людям, сказав:
«Облегчайте, а усложняйте, и подбадривайте людей, а не отталкивайте их» (Аль-Бухари).
Он также сказал:
«Самое любимое из деяний Всевышнему – осчастливить другого мусульманина, устранить постигшую его беду, выплатить его долг или избавить его от голода. Для меня более любимо сопровождать моего брата-мусульманина, чтобы удовлетворить его нужду, чем уединяться в мечети в течение месяца…» (Табарани).
Сердце искренне постящегося открыто для созерцания величия бесчисленных щедрот Божиих. Вот почему Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) просил своих последователей избегать обжорства:
«Еды двух человек хватит на троих, а еды троих хватит на четверых» (Аль-Бухари).
Мягкость в трудностях
Бог Всемилостив, и Он проявил Свою милость к нам, Своим творениям, через послание Своего последнего посланника Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам) как воплощение милости. Пророк сказал:
«Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!» (Тирмизи)
«Верующий — не тот, кто ест досыта, когда сосед рядом с ним голоден» (Байхаки).
Поэтому неудивительно, что сподвижники пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам) горячо любили его, так как он был добрейшим из людей, даруя свою милость не только людям, но и другим существам.
Ни один лидер не мог быть более внимательным и заботливым по отношению к своим последователям, чем Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам). Он никогда не позволял ни одному мусульманину нести бремя больше, чем он мог вынести, как учил Сам Аллах.
Ибо он хорошо знал о немощах людей; и это видно из его внимания к своим последователям в вопросе поста.
Он учил мусульман откладывать сухур (предрассветную трапезу перед постом) и принимать ее незадолго до утренней молитвы, и не откладывать ифтар (трапезу разговения) после призыва на вечернюю молитву (аль-магриб), чтобы не создавать лишнего напряжения для постящегося человека.
Во время путешествия в Рамадан пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) либо постился, либо прерывал свой пост, и он позволил своим последователям выбирать между этими двумя решениями в соответствии с их обстоятельствами и возможностями.
Примечательно, что Пророк не указывал конкретное расстояние в путешествии в качестве минимального предела для разговения. Его сподвижники иногда прерывали пост сразу же после выхода из дома, потому что такой пример подал сам Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам).
Точно так же во время жары или сильной жажды мусульманам разрешалось охлаждаться, поливая голову водой, и сам Пророк делал это.
Что касается молитв таравих (дополнительных ночных молитв, совершаемых в Рамадан), известно, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) начал совершать их коллективно, а затем перестал, опасаясь, что люди посчитают совершение этих молитв джамаатом обязательным. Таким образом, показав на своем примере, что молитвы таравих лучше совершать коллективно, он в то же время позволил проявить снисходительность в этом вопросе.
Уединение — освежение души
Кульминацией Рамадана является поиск Ляйлят аль-Кадр (Ночи могущества) в одну из нечетных ночей из последних десяти ночей Рамадана.
И одним из актов поклонения, на который пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) обращал особое внимание в это время, является итикаф, духовное уединение, в котором человек ограничивается мечетью, чтобы полностью посвятить свое время поклонению и поминанию Всевышнего.
В наши дни, когда люди предаются эфемерным удовольствиям, нужно время от времени возвращаться в уединение молитвенного дома, что необходимо для духовного омоложения и возвращения к Творцу.
Таким образом, Пророк научил нас использовать Рамадан для дисциплинирования наших непримиримых страстей, для отказа от наших гедонистических желаний и для проявления терпеливой выносливости перед лицом трудностей.
Он увещевал нас, что во время Рамадана особенно важно поддерживать и воодушевлять наших менее удачливых собратьев. Ведь прежде всего Рамадан — это месяц созерцания милости и щедрости Всемогущего Бога, возвращения к нашему Господу-Хранителю в покаянии, искреннего соискания Его прощения.