Смысл жизни мусульманина в этом мире

Этот мир и все прекрасное, что есть в нем Всевышний создал не просто так, во всем есть свой важный смысл и предназначение. Если обратить внимание на то, что было написано религиозными наставниками, учеными и философами по этой теме, то можно найти очень много разного. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Сегодня же мы будем говорить о том, как мусульманин должен понимать смысл и значение этих слов, и как он должен относиться к самой жизни в этом мире. В исламе к этому вопросу относятся очень аккуратно и ответственно, поэтому мы всегда обращаем внимание на то, что говорит в первую очередь сам Всевышний Аллах в Священном Коране, а потом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) по этому вопросу. Да, дорогие читатели, знайте, что для нас мусульман является очень важным вопросом в нашей религии, вести разговор на такие темы, опираясь на знания и доводы Ислама и мусульманских ученых.

Всевышний Аллах создал и дал нам жизнь, и это все имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Вместе с этим заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи, человек должен найти правильный путь и пройти его с мудростью и верой, совершая добрые дела. Однако это не должно стать единственной целью и смыслом существования, тогда как главное предназначение всех людей, это служить довольству Всевышнего Аллаха. Как об этом сказано в Священном Коране: «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях». Сура ас-Саба, аят 37.

В комментариях к этому аяту ученых муфассиров можно найти следующее, имам Исмаил ибн Касир говорит: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам», означает что это не является показателем нашей любви и заботы к вам, то есть, пусть человек не думает, если у него много богатства или он имеет много сыновей или он находится на высокой должности и может решатьмногие вопросы в этой жизни, что этим он приобрел милость Всевышнего, нет этовсе еще только лишь испытание и все это только на время. Имам Ахмад передает от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Поистине Всевышний Аллах не смотрит на ваш внешний вид и на ваши богатства, но смотрит Он на ваши сердца и деяния». Этот хадис передал имам Муслим и имам ибн Маджа.

Обратите внимание, некоторые люди стремятся приобрести в этом мире бренное и думают, что такие вещи дадут ему счастье. Но нет, это все лишь испытание этого мира, а сама цель и смысл жизни в этом мире – это достижение высокой морали, стать богобоязненным, много учиться и быть образованным, уметь уважать других людей независимо от их вероубеждений и конечно творить добро людям искренне во имя Всевышнего Аллаха.

Имам Исмаил ибн Касир говорит, что только ваша вера и праведные дела приблизят вас к милости Всевышнего Аллаха, для таких будет приумножено воздаяние за то, что они совершили свои добрые дела в этом мире, их ждет награда за каждое благое дело, что будет увеличена от десяти до семисот крат и даже больше. Они смогут попасть в милость Всевышнего, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности, в возвышенных домах в Раю, не зная бед, страха, страданий и всякого зла.

Имам Исмаил ибн Касир говорит, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) описал для нас будущее. Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе» передали со слов Абу Малика ал-Аш‘ари, и от имама ат-Тирмизи, со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Поистине, в раю есть горницы, внешний вид которых можно увидеть изнутри, а внутреннее убранство снаружи. Всевышний Аллах приготовил их для тех, кто говорил мягко, кормил бедняков, продолжительно постился и молился по ночам, когда другие люди спали». Этот хадис привел имам Ахмад.

Мусульмане в этом мире живут так, чтобы их жизнь в первую очередь была праведна и берут в этом пример с Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), а наш уважаемый Пророк всегда делал только то, что ему повелевал или разрешал сам Всевышний Аллах, но если он видел, что то недопустимое или запрещенное нашей религии, тогда он тут же отказывался от этого. Мы мусульмане, должны знать, что, следуя сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) мы приближаемся к милости Всевышнего Аллаха, что является конечной целью этой нашей     жизни в этом мире.Как об этом сказано в Священном Коране: «И что дал вам Посланник, то берите, и от того, что запретил он вам, воздержитесь. И остерегайтесь гнева Аллаха! Поистине, Аллах Силён наказанием!». Сура ал-Хашр, аят 7.

Для мусульманинасмысл жизни в этом мире, является не достижение самой поставленной цели или решения какой-либо задачи, а у него на первом месте стоит сам путь решения проблемы. Мы знаем, что иногда человек для достижениябогатство или положения в обществе может пойти на все и перейти границы дозволенного законами Ислама. Но для истинного мусульманина, который знает, что есть смерть и после него отчет перед Богом, главным становится не решение проблемы, а правильное и безгрешное разрешение вопроса. Мусульманин сколько бы не хотел достичь желаемого, он не будет переходить границы дозволенного и будет проявлять свою богобоязненность в этой жизни. Но если ты все-таки, перешел границы и совершил проступок или совершил греховное, тогда немедленно нужно покаяться перед Всевышним и попросить прошения. Вот это и есть основная цель этой жизни для мусульманина, что он должен стараться прожить эту жизнь в богобоязненности и праведности перед Всевышним. Если человек находясь в исламе, не обращает внимание на это, а все время думает только о бренности этого мира, тогда про него можно сказать, что онбеспечен и не думает о том, что же является основным смыслом этой жизни.

Если обратить внимание на слова известных казахских просветителей, например Абая Кунанбаева, которому принадлежит особое место в осмысление вопросов человеческого предназначения и смысла жизни, можно сказать следующее, познание мира и смысла этой жизни Абай Кунанбаев считал не только достижения блага, богатства и хорошего положения  в этом мире, но и все, что касается человеческой души и его веры и воспитания. Абай Кунанбаевобращает здесь внимание на отличительной особенности человеческого познания. Он старается теоретически обосновать необходимость изучения науки, познания законов мира и просвещения, а также вопросов религии.

Мусульманинам не допускается унижение и оскорбление человеческого достоинства. Абай пропагандирует идеи любви к человеку, идеи гуманизма. Человеческое сердце не может быть равнодушным к людским страданиям, оно должно подталкивать людей на совершение благородных, добрых поступков. АбаяКунанбаевговорит: «Будь верующим и милосердным, считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе. Вот хорошие правила для сердца человека, для того чтобы воспитать в себе праведность и богобоязненность».

Когда у имама аш-Шафии спросили, как нам жить в этом мире и чего больше всего придерживаться, чтобы быть богобоязненными и познать суть жизни, всем известный ученый имам аш-Шафии ответил, так изучайте Священный Коран и сунну Пророка Мухаммада  (саллаллаху алейхи ва саллам), и далее сказал, в Священном Коране есть сура «ал-Аср» не забывайте ее. В этой суре Всевышний Аллах сказал, что человек находится в убытке, кроме тех, кто уверовал и совершал благие деяния, заповедовали словами и личным примеромдруг другу истину, способствовали сохранению и укреплению веры, практиковали высокую мораль и нравственность, благочестие и заповедовали друг другу терпение в покорности Богу, в сторонении греха, в последовательном преодолении земных трудностей и невзгод; советовали друг другу проявлять терпение и не торопиться с результатом, особенно когда человек сделал уже все возможное и даже невозможное.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что верующий мусульманин должен в этом мире жить праведным и богобоязненным и всегда готовиться к встрече со своим Создателем. Творит в этом мире много добра и быть благим к людям, принося им всегда радость и спокойстве.

 

Источник